Набиуллина рассказала, что будет с Россией
Изображения
Описание
Тактические приёмы и реальные результаты
Проект единой государственной денежно-кредитной политики впервые был представлен Центробанком в Госдуме 1 октября, и с тех пор депутаты и эксперты активно его обсуждали на разных профильных думских площадках. По результатам дискуссий были внесены 47 поправок, из которых половину Центробанк учёл при формировании финального варианта документа, определяющего видение регулятора на состояние экономики в ближайшие три года и уровень инфляции.
По оценкам Центробанка, рост экономики в 2018 году составит всего 1,5-2 процента, чем такая громадная страна, как Россия, не может быть удовлетворена. Для коррекции показателя в сторону увеличения, считает Эльвира Набиуллина, все заинтересованные стороны, в том числе Правительство, парламент, Банк России и бизнес-сообщество должны приложить усилия для повышения уровня производительности труда, роста инвестиций и улучшения делового климата.
«Правительство приняло ряд решений в экономической политике, которые должны стимулировать структурные сдвиги в экономике. Центробанк разработал механизмы развития финансового рынка. Мы полагаем, что с учётом этих мер рост ВВП может ускориться до трёх процентов в 2021 году», — сказала Набиуллина, пояснив, что для достижения этой цели необходима низкая инфляция.
По оценке главы ЦБ, тактика инфляционного целеполагания, которой регулятор придерживается последние четыре года и за которую его часто критиковали, как раз и обеспечит искомую величину в четыре процента. В прошлом году инфляция в России составила всего 2,5 процента, и Набиуллина пообещала, что Банк России будет придерживаться и впредь такой политики.
Озвученные ею макроэкономические параметры бюджетной системы, рассчитанные на три года вперёд, предполагают не просто удержание инфляции и курса рубля в комфортном для страны диапазоне, но и в целом серьёзную базу для поступательного развития российской экономики. Конечно, сама по себе макроэкономика погоды не сделает в этом направлении, но в сочетании с грамотной бюджетной и налоговой политикой, повышением инвестиционной привлекательности и кардинальной трансформацией деловой среды даст тот самый синергетический эффект, позволив к 2024 году России войти в пятёрку развитых экономик мира.
Серьёзные риски и внешние вызовы
Меры Правительства по привлечению долгосрочных инвестиций могут стать эффективными только в условиях стабильно низкой инфляции, напомнила Набиуллина. На текущей фазе экономического цикла именно это поможет сохранить текущий тренд по снижению долгосрочных кредитных ставок.
Это подтверждают и данные ЦБ: корпоративное кредитование за 10 месяцев увеличилось почти на шесть процентов, физлиц — на 18 процентов, ипотека выросла на 17,4 процента. При этом рост кредитования продолжается, несмотря на сентябрьское повышение учётной ставки на 0,25 процентных пункта до 7,5 процента. Глава Центробанка при этом призвала не успокаиваться достигнутыми позитивными сдвигами, а переходить к новой модели роста экономики при неблагоприятных внешних условиях, которым сопутствует высокая степень неопределённости.
В ближайшее время придётся учитывать риски, связанные с волатильностью на топливном рынке, так как экономика страны все ещё сохраняет зависимость от цен на нефть. Основным инструментом стабилизации здесь выступает плавающий курс рубля, который даёт возможность экономике адаптироваться и нормально функционировать при разных уровнях цен на углеводородное сырьё. По словам Набиуллиной, серьёзное влияние на экономику оказывают не столько сами риски, сколько обстоятельства, при которых они возникают. Если это происходит резко, то они усиливают волатильность на финансовых рынках в целом.
«Предсказуемая денежно-кредитная политика, которая обеспечивает низкую инфляцию, одновременно с инструментами, позволяющими поддерживать финансовую стабильность помогают снизить чувствительность нашей экономики к внешним шокам», — подчеркнула глава регулятора.
Сомнительная денежно-кредитная политика США и введение Вашингтоном и Пекином взаимных протекционистских барьеров также создают угрозу для развития мировой экономики, а значит, могут оказать негативное влияние и на экономику России. Ещё один риск связан с санкциями, которые вызывают негативные, но конечные во времени эффекты, так как российская экономика в конце концов к ним адаптируется.
По словам Набиуллиной, серьёзное влияние на экономику оказывают не столько сами риски, сколько обстоятельства, при которых они возникают.
В таких обстоятельствах Центробанк готов к нескольким сценариям развития ситуации в ближайшие три года. Первый, базовый, предполагает снижение цены за баррель нефти до 55 долларов в 2020 году, рост инфляции в 2019 году благодаря ослаблению рубля и повышению НДС до 5,5 процента, снижение роста ВВП до 1,7 процента. В то же время в 2020 году инфляция опустится запланированно до целевых четырёх процентов, в последующем рост ВВП ускорится.
Темпы роста ВВП в 2019 году при сценарии с неизменной ценой за баррель нефти в 75 долларов превысят два процента.
Рисковый сценарий предполагает отток капиталов вследствие санкций и падение цены на нефть до 35 долларов за баррель. В этом случае вероятна рецессия в 2019 году, но уже в 2020 году экономика страны перейдёт к росту, а в 2021 году синхронизируется с базовым сценарием экономического роста.
«Инфляция может ненадолго подняться до двузначных чисел, но есть инструменты, которые позволят справиться с этим», — уточнила Набиуллина.
Парламентский взгляд на политику ЦБ
Давая оценку представленным макроэкономическим прогнозам Центробанка, председатель Комитета Госдумы по финрынку Анатолий Аксаков напомнил, что прежде чем вынести обсуждение документа на пленарное заседание палаты, на базе трёх профильных думских комитетов была создана рабочая группа, которая детально изучила все параметры денежно-кредитной политики и предложила много поправок.
«С одной стороны, это свидетельствует о высоком профессионализме депутатов, с другой — Центробанк конструктивно подошёл к этим замечаниям и учёл в итоговом документе большинство наших предложений», — сказал Аксаков.
При этом депутат отметил, что в последние годы Банк России работает в открытом режиме, публикуя ежеквартально доклады по денежно-кредитной политике, а председатель мегарегулятора по итогам заседания совета директоров информирует, почему были приняты те или иные решения и что ожидает рынок. Это позволяет ориентироваться его участникам более профессионально, и возрастает доверие к действиям Центробанка.
Аксаков также подчеркнул, что впервые в проекте постановления об основных направлениях единой денежно-кредитной политики Центробанк говорит, что инфляция четыре процента — постоянно действующий показатель, «который позволит рынку, бизнесу более квалифицированно проводить свою работу».
Парламентарий также напомнил, что прогнозы Центробанка и Правительства по уровню инфляции различаются, но прогнозы Банка России более точные, в связи с чем он попросил главу мегарегулятора опубликовать методологию своих расчётов, «чтобы рынок мог просчитывать сам прогнозы и выстраивать свою политику».
В свою очередь, председатель думского Комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров призвал Центробанк более чутко реагировать на общемировые финансово-экономические процессы, которые находятся под влиянием приближающегося очередного глобального кризиса, вызванного недальновидной экономической политикой США.
«В США пузырь надут, но когда он сдуется, удар будет нанесён по всемирной экономике. Эксперты ожидают наступление кризиса уже в 2020 — 2021 годах», — дал прогноз депутат.
Чтобы оперативно преодолеть последствия кризиса, Макаров предложил уже сейчас сделать все необходимое для реальных структурных изменений в экономике: повысить производительность труда, кардинально изменить качество управления как в государственном, так и в частном секторе.
Одна из главных проблем в отечественной экономике, по мнению главы комитета, — недоверие предпринимателей к стабильности экономических условий. Частный бизнес попросту боится инвестировать деньги в проекты, предпочитая брать на эти цели заёмные средства, а собственные размещать на низкодоходных депозитах.
«За два месяца, пока бюджет находится в Госдуме, на счетах предприятий суммы увеличились на 500 миллиардов рублей. Они лежат под относительно небольшие проценты в банках. Там уже сосредоточено почти три федеральных бюджета и их не инвестируют», — привёл пример парламентарий.
Эта проблема характерна и для малого бизнеса, который зачастую готов работать или за счёт бюджета, или при наличии дешёвых кредитов, уточнил Макаров, что, на его взгляд, противоречит сути предпринимательства.