Феотудэй

Бюджет свёрстан в интересах регионов

Прорывные цели и национальные задачи

В целом позитивное отношение сенаторов к важному документу определило то обстоятельство, что при формировании бюджета на следующую трёхлетку большинство их предложений было учтено, что позволило распределить в регионы дополнительно более 170 миллиардов рублей и, соответственно, обеспечить более точную настройку экономики.

По словам председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финрынкам Сергея Рябухина, представленный бюджет позволяет создать условия для увеличения продолжительности жизни россиян, реального роста их благосостояния и снижения уровня бедности. Особенностью же принятого документа являются национальные проекты, на реализацию которых предусмотрено 5,7 триллиона рублей.

В частности, на развитие цифровой экономики предполагается направить 415 миллиардов рублей, на повышение производительности труда — около 21, на поддержку несырьевого экспорта — 271,5, на развитие малого и среднего бизнеса — 136,5 миллиарда рублей. В целом на экономический блок нацпроектов в бюджете предусмотрено 840 миллиардов рублей. Ещё 1,5 триллиона рублей предусмотрено на создание современной инфраструктуры, в том числе на строительство и ремонт автодорог в рамках комплексного плана развития транспортной инфраструктуры.

Первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко отметила, что основой национальных целей и проектов является повышение темпов роста экономики до уровня выше среднемировых. Добиться этого возможно за счёт роста уровня инвестиций. Сейчас этот показатель составляет порядка 21,5 процента к уровню ВВП, задача — довести его как минимум до 25 процентов. Это означает, что рост инвестиций в среднем должен составить не ниже шести процентов в год, пояснила замминистра, уточнив, что достигнуть эти цели возможно, только создав условия для привлечения в экономику частного капитала.

Предлагаемая бюджетная политика не ограничивается только мерами стимулирования инвестиций, приоритетным направлением по-прежнему остаётся поддержка регионов и защита интересов проживающих в них граждан. Например, предоставляются 7,89 миллиарда рублей для решения проблем дольщиков, пять миллиардов пойдут в Фонд защиты дольщиков — для обеспечения гарантий гражданам, которые входят в систему долевого строительства.

В то же время, по оценкам главы Счётной палаты Алексея Кудрина, к настоящему времени 75 процентов показателей, по которым будет оцениваться эффективность нацпроектов, ещё не существуют, а будут разрабатываться в течение следующего года, некоторые будут доработаны только в 2021 году.

Председатель Счётной палаты отметил, что предстоящая трёхлетка должна стать исторической «с учётом поставленных Президентом России задач по достижению высоких темпов роста экономики и весомого увеличения благосостояния граждан».

Он напомнил, что до 2024 года на реализацию 13 нацпроектов будет потрачено 26,5 триллиона рублей, из которых 14 — это средства федерального бюджета, 4,4 триллиона рублей составят траты регионов, остальное покроют внебюджетные источники.

Согласно принятым параметрам бюджета на 2019–2021 годы, почти 6 триллионов рублей пойдёт на строительство яслей для детей от 1,5 до трёх лет, строительство фельдшерско-акушерских пунктов в отдалённых территориях, поддержку науки, малого и среднего предпринимательства и на другие социальные проекты.

В то же время финансирование образовательных программ дополнительно к утверждённым ранее двадцати пяти миллиардам рублей в части строительства сельских школ вырастет на три миллиарда рублей, к ним добавится ещё одиннадцать миллиардов рублей, предназначенных для ликвидации третьей смены, и более пяти миллиардов рублей на модернизацию школьной инфраструктуры.

Выпадающие доходы регионов должны быть компенсированы

Завершая обсуждение закона о бюджете, председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко подчеркнула, что его прорывные параметры позволяют в ближайшие три года выполнить все социальные обязательства государства перед гражданами, невзирая на санкционное давление и внешнюю рыночную неопределённость.

В то же время она обратила внимание, что при всех положительных свойствах документа остался нерешённым ряд вопросов, в том числе по передаче на федеральный уровень отчислений в Фонд обязательного медицинского страхования за неработающее население. Глава палаты напомнила, что на прошедших в октябре парламентских слушаниях министр финансов Антон Силуанов пообещал перевести финансирование пенсионеров и детей на федеральный уровень. Этого не произошло, хотя расходы регионов на ФОМС растут непомерными темпами: в общей сложности в 2018 году сюда будет направлено 680 миллиардов рублей.

«Расходы за неработающее население в ФОМС выше, чем на зарплату бюджетникам. Это недопустимо. Необходимо наконец разобраться с тем, что происходит, определиться с тем, кто у нас неработающий, и снять нагрузку с регионов. Я просила бы вернуться к теме в следующем году и взять пенсионеров и детей на федеральный уровень», — подчеркнула Валентина Матвиенко, добавив, что в 2019 году расходы на ФОМС в Санкт-Петербурге по неработающим гражданам увеличатся на 12 миллиардов рублей.

Также ёмким по содержанию и до сих пор нерешённым остаётся проблема выпадающих доходов регионов в связи с отменой налога на движимое имущество. Министерство финансов явно перестаралось, освободив всё движимое имущество от уплаты налога, хотя поручение президента имело иной смысл — освободить от налога только то движимое имущество, которое закупается в целях модернизации производства и повышения производительности труда.

Администрирование налога на движимое имущество ФНС должна осуществлять с пониманием и открытыми глазами.

Но поскольку решение уже принято, Валентина Матвиенко рекомендовала Минфину определиться с тем, что является движимым имуществом, а что такое недвижимость. Отсутствие единомыслия в этом вопросе она объяснила на примере нефтяных вышек, которые сегодня в одном регионе считаются движимым имуществом, в другом — недвижимым. Следовательно, и налогооблагаемая база разная.

«Сейчас все личные „мерседесы“ зарегистрируют и переведут в движимое имущество и не будут платить налоги. Это мина замедленного действия. Поэтому разберитесь, что вы собираетесь освобождать от налогообложения. Администрирование этого налога ФНС должна осуществлять с пониманием и открытыми глазами», — подчеркнула глава палаты регионов.

При этом Валентина Матвиенко напомнила, что регионы должны получить компенсации от нововведения по выпадающим доходам в полном объёме: «Пока компенсации не в полном объёме — это точно. И мы подтвердили это цифрами по всем субъектам. Регионы рассчитывают потери, исходя из коэффициента 2,2, а Минфин почему-то его уменьшил в два раза».

Татьяна Нестеренко согласилась с обоснованностью беспокойства сенаторов по поводу грядущих финансовых потерь, пообещав в ближайшую неделю определиться с трактовкой движимого имущества и довести до налоговых органов новые уточняющие критерии.

Сколько денег в бюджете и на что они будут потрачены

Согласно проекту бюджета на 2019 год, ВВП страны увеличится на 4,6 триллиона рублей по сравнению текущими показателями — до 106 триллионов рублей при темпах роста 1,3 процента. В 2021 году темпы роста экономики значительно возрастут и ВВП достигнет 118,4 триллиона рублей.

Самые большие расходы предполагаются в нацпроекте «Демография» — 1,6 триллиона рублей. Нацпроект «Здравоохранение» аккумулирует в следующие три года 698 миллиардов рублей, «Образование» — 362, «Жильё и городская среда» — 318, «Экология» — 278, «Безопасные и качественные дороги» — 371, «Наука» — 135, «Цифровая экономика» — 409, «Производительность труда и поддержка занятости» — более 20, «Культура» — 44, «Малое и среднее предпринимательство» — почти 150, «Международная кооперация и экспорт» — 285 миллиардов рублей и «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» — 1,031 триллиона рублей.

Прогноз основных макроэкономических показателей, взятых за основу для формирования проекта федерального бюджета, составлен исходя из цены на нефть 63,4 доллара за баррель в 2019 году при ожидаемой цене на нефть 69,7 доллара в конце 2018 года.

На 4,6

триллиона рублей,

согласно проекту бюджета на 2019 год, увеличится ВВП страны — до 106 триллионов.

Уровень инфляции при этом должен вырасти с 3,4 процента в конце 2018 года до 4,3 процента в 2019 году, но впоследствии снизится до 4,0 и 3,8 процента в 2020 и 2021 годах.

В то же время курс рубля, по прогнозам, сохранится в пределах 63,9-64,0 рубля за доллар до конца 2021 года.

Общий объём доходов федерального бюджета в 2019 году составит 19,9 триллиона рублей (в том числе дополнительных нефтегазовых доходов в сумме 3,3 триллиона рублей), сумма расходов — 18 триллионов рублей. Профицит составит 1,9 триллиона рублей.

Прогнозируемый общий объём доходов федерального бюджета в 2020 году составит 20,2 триллиона рублей, в 2021 году— 20,9 триллиона рублей. Расходы в 2020 году не выйдут за пределы 19 триллионов рублей, в 2021 году чуть превысят 20 триллионов.

Профицит федерального бюджета в 2020 год составит 1,2 триллиона рублей, в 2021 году — 951,9 миллиарда рублей.