Феотудэй

В Коктебеле и Феодосии прошли презентации мемуаров Екатерины Юнге

Газета «Победа»

Учёное сообщество, традиционно прибывающее на осенние чтения в посёлок у подножия Карадага, хорошо знакомо с историей семьи Юнге и её обширными связями с научно-культурной жизнью России второй половины ХIХ-начала ХХ веков. Поэтому книгу раскупили в считанные минуты. 

Феодосийцы двумя днями позже не отстали и тоже забрали все экземпляры со стенда Издательского дома «Коктебель» возле музея Грина. Новинку представили в музейных залах «Грин и современность», поскольку наследие семьи Юнге может вдохнуть новые мотивы в жизнь нынешних Коктебеля и Феодосии.

Можно сказать, что Екатерина Юнге — дочь вице-президента Санкт-Петербургской академии художеств и троюродная сестра Льва Толстого — спустя 100 лет выбрала в Феодосии самое подходящее место. На Музейной площади находится не только Дом Грина. Сюда выходит картинная галерея Айвазовского, который учился в Академии художеств в Санкт-Петербурге и участвовал в выставках вместе с Екатериной Юнге-Толстой. Мы говорим о ней в настоящем времени, потому что мемуары — жанр особый. Они воскрешают личность, передают её мысли, переживания, живые впечатления.

Музыканты-преподаватели детской музыкальной школы № 2 принесли в зал петербургские мотивы, исполняя музыку Михаила Глинки, с которым был знаком отец мемуаристки и художницы Фёдор Толстой.

— Книгу специально приехал представить правнук Эдуарда и Екатерины Юнге Александр Розанов-Юнге, — дала слово представителю знаменитой семьи научный сотрудник музея Грина Светлана Колотупова.

Перед этим она призналась, что прочла мемуары и открыла для себя много интересных фактов, которых раньше не знала.

Александр Розанов начал с того, что он — не филолог, а физик-экспериментатор, научный сотрудник Института теоретической и экспериментальной физики в Москве.

— Сейчас работаю на Большом андронном коллайдере во Франции, — сообщил он и получше любого словесника рассказал о своей маме, Марине Юнге, которая начала работу над вторым, расширенным и дополненным изданием мемуаров Екатерины Юнге.

Напомним, первое издание её мемуаров увидело свет в 1914-м, через год после её кончины, второе — в этом году.

После Александр Николаевич перешёл к рассказу о самой прабабушке, имя которой связано с известнейшими писателями, художниками и музыкантами России второй половины ХIХ века. Со свойственной физикам чёткостью он разложил по полочкам темы, которые можно развить при возрождении родового имения Юнге — виллы «Киммерия». 

Первое имение Эдуарда Юнге сгорело, а в построенный новый дом только успели завезти рояль, как грянули революционные перемены. Александру Эдуардовичу Юнге, который вместе с отцом развивал Коктебель и стал основателем промышленного виноделия на этой земле, так и не довелось пожить с семьёй на вилле «Киммерия». 

Его внук Александр Розанов-Юнге ратует за то, чтобы сделать виллу центром научной и культурной жизни Коктебеля, разместив здесь экспозиции по офтальмологии, виноделию, сельскому хозяйству, искусству и литературе. Всем этим с успехом занималась семья Юнге, представителей которой чтят в академиях и музеях страны. 

Вилла находится на территории пионерского лагеря, некогда принадлежавшего Министерству обороны. Знающие люди говорят, что получить назад что-либо у военного ведомства практически невозможно. Но потомку Юнге не хочется в это верить, тем более что его радушно принимают и поддерживают крупнейшие музеи страны, готовые протянуть руку помощи коктебельскому имению.

Презентацию завершил фильм «Юнге» — лаконичный, органично погрузивший в эпоху. Его посмотрели на одном дыхании, после чего презентация продолжилась общением с потомком Юнге и его спутницей и помощницей Надеждой Львовой, которая тоже много делает для того, чтобы в России и Франции знали русскую историю и культуру.