Феотудэй

Шаг за шагом «ВАД» в Крыму

Крыминформ решил шаг за шагом восстановить все этапы возведения главной магистрали полуострова в 2018 году.

В январе готовность республиканского участка трассы составляла 24%. Причем в этот показатель уже включен шестой этап от обхода Симферополя до границы с Севастополем, запустить который на полную планируется не раньше 2020 года. Компания «ВАД» на начало 2018-го шла в графике — на 31 декабря заказчик принял и оплатил работы на 16,6 млрд рублей.

Кстати, месяцем ранее началось строительство и седьмого — севастопольского — участка трассы. Тогда же губернатор города анонсировал старт строительства в 2018-м и восьмого этапа «Тавриды», однако к концу года не только не началось его проектирование, но даже не определен исполнитель этих работ.

Более того, вскоре нас догнала неожиданно приятная новость о досрочном запуске движения по Крымскому мосту. И это знаковое событие не могло произойти без досрочного же открытия 9-километрового автоподхода к мосту, который к тому времени все чаще называли нулевым этапом «Тавриды».

Вместе с автоподходом открыли движение и по 6,5-километровому отрезку «Тавриды». Официально — в рамках проекта реконструкции и согласно графику, за глаза — чтобы не травмировать психику туристов старой крымской дорогой сразу после съезда с идеального покрытия моста и автоподхода.

Ускорение темпов на отдельном участке тоже никак не сказалось по производительности работ на других. В начале мая строители готовились к асфальтированию обхода Симферополя — этот участок в проекте «Тавриды» полностью составляет пятый этап, и одновременно возводили две транспортные развязки на керченской и московской трассах. В целом к годовщине со старта реализации проекта трасса была готова на 30%. И в конце мая «ВАД» начал укладку первого слоя асфальтобетонного покрытия на севастопольском участке трассы «Таврида» в районе села Верхнесадовое.

Этим же летом резко выросший автомобильный поток убедил даже последних скептиков в необходимости строительства трассы за полторы сотни миллиардов рублей. Многокилометровые многочасовые пробки достигали своего максимума в Феодосии и окрестностях, а трафик не позволял добраться из столицы Крыма до Керчи менее чем за 4 часа. Предпринимаемые властями меры эффекта по объективным причинам не дали — разработанные маршруты объезда автомобилисты игнорировали, потому что состояние проселочных дорог угрожало уже состоянию машин, а после наступления темноты ориентироваться в степном Крыму было и вовсе невозможно. Правда, проявился и неожиданный эффект: формально резко увеличился поток заблудших курортников в Кировский, Нижнегорский и даже Советский районы, доселе обделенные вниманием. Вряд ли это сказалось на доходах районов, но факт имел место.

Июнь начался, да и продолжился, оптимистичными новостями со строительства «Тавриды», что позволило философски смотреть все на те же пробки. Именно в июне компания «ВАД» преодолела барьер в 50% асфальтирования первой очереди и под Керчью закатала первую развязку, а также начала демонтаж старого асфальтового покрытия на Керченском полуострове для обустройства здесь третьей и четвертой полосы автодороги. В конце июня запустили движение еще по одному 6-километровому участку «Тавриды» — теперь в районе Белогорска. И в июле «ВАД» отчитался о готовности всей трассы на треть.

Последний месяц лета ознаменовался укладкой первого асфальта на обходе крымской столицы и на шестом этапе — в Бахчисарайском районе. Тогда же на обходе Феодосии появился первый путепровод тоннельного типа из десяти, предусмотренных проектом. Высокие темпы работ позволили главе Крыма Сергею Аксёнову в августе с уверенностью заявить об отсутствии каких бы то ни было рисков по срокам строительства. Более того, из-за ускоренного темпа пришлось скорректировать график финансирования подрядчика, перебросив деньги с 2020 на 2018 год. И чтоб два раза не вставать, правительство РФ тем же документом предусмотрело более 11 млрд рублей на строительство 8 этапа «Тавриды» — до развязки на трассе Ялта — Севастополь.

В начале сентября транспорт пошел по первой развязке на «Тавриде» в районе Керчи. В этом же месяце компания «ВАД» планово уложила последний верхний слой асфальтобетона на автоподходе к Крымскому мосту, попеременно запуская транспорт лишь по двум полосам и освобождая фронт работ для техники, что, впрочем, никак не сказалось на интенсивности движения. К слову, именно такая процедура предстоит по всей протяженности трассы, так как рабочее движение будет открываться уже после укладки второго слоя асфальтобетона.

В рамках подготовки запуска рабочего движения по первым 190 км трассы

«Таврида» уже в ноябре подрядчик начал наносить временную, но устойчивую к внешним воздействиям дорожную разметку. Задолго до этого началась установка мачт освещения — оно на «Тавриде» будет на участках вблизи населённых пунктов и на искусственных сооружениях, тогда как в остальных местах безопасность движения в темное время суток будет обеспечиваться светоотражающей разметкой на дорожном покрытии и барьерном ограждении. Правда, освещение трассы будет запущено лишь после сдачи ее в эксплуатацию, то есть не раньше 2020 года. «Все мы понимаем, что за освещение кто-то должен платить. Государственным контрактом средства на запуск освещения до ввода объекта в эксплуатацию не предусмотрены», — пояснил пресс-секретарь крымского строительного управления АО «ВАД» Григорий Назаров.

Временные решения в принципе характерны для первой очереди. Например, в отсутствие надземных пешеходных переходов пересекать дорогу придется по привычной «зебре». Благо, через две полосы, при ограничении скорости движения до 60 километров в час и за пределами населенных пунктов, так что проблем по всем расчетам возникнуть не должно.

Гораздо большей проблемой для нелюбознательного автолюбителя может стать отсутствие автозаправок от Белогорска до Батального на отрезке, построенном буквально в чистом поле. Строительство инфраструктуры — дело небыстрое, и решается в рамках ГЧП. Лишь в марте конкурсная комиссия выбрала первых победителей в двух номинациях открытого творческого конкурса по созданию лучшего архитектурного облика многофункциональных зон дорожного сервиса и АЗС вдоль трассы «Таврида». В июле объявили конкурс еще по 10 участкам. Но о строительстве данных пока нет, хотя в целом вдоль республиканского участка будут построены 20 автозаправочных станций и 6 многофункциональных зон дорожного сервиса.

Самой компании «ВАД» отложить исполнение обязательств даже вне «Тавриды» не дают. Так, в 2018-м подрядчику пришлось отремонтировать 4 км разбитого дорожного полотна на действующей трассе в районе Батального. В Керчи были отремонтированы участки общей площадью 40 тыс кв. м на шести улицах, а заодно более 11 тыс кв. м — на трех межмуниципальных дорогах. И это только те работы, о которых своевременно узнавали журналисты. Весь объем такой деятельности остается неизвестным, видимо, потому что крупная петербургская компания не видит в ней чего-то особенного и сверхъестественного. Например, о том, что в Белогорском районе строители пустили речку по новому руслу во избежание подтопления трассы, журналисты узнали от Сергея Карпова, который на тот момент возглавлял Госкомдорхоз.

Зато о научных открытиях при строительстве узнали не только крымчане — уникальные находки 2018 года заинтересовали буквально всю страну. В начале года археологи обнаружили древнее поселение тавров VIII-VI веков до н. э, а в июле — открыли около 200 могил на нетронутом позднескифском некрополе II-IV веков нашей эры. По идее, такие новости могли приковать внимание надолго, но уже спустя несколько дней стало известно о том, что на другом участке строительства — в районе поселка Зуя (Белогорский район) — рабочие наткнулись на неразведанную километровую пещеру с останками двух мамонтов с винторогим бараном и гигантским оленем впридачу. Естественно, этот объект вызвал запредельное внимание, и уже на следующий день после публикации доступ к нему пришлось закрыть. Даже исследование позднескифской крепости II-III веков под Севастополем на фоне загадочной пещеры не вызвало ажиотажа.

К тому же история с пещерой имела продолжение — движение по первой очереди трассы

«Таврида» придется запускать здесь по временной объездной дороге. В целом же в 2019 год компания входит с тремя объездами основного хода трассы общей протяженностью около 5 км из-за подвисших земельных вопросов. Но и в этом случае претензии к компании «ВАД» предъявить не получится. «Мы надеемся, что заказчик приложит все усилия и в максимально сжатые сроки закончит оформление земельных вопросов, что позволит нам доделать все объемы работ», — говорит Назаров.

Компания, название которой расшифровывается как «Высококачественные автомобильные дороги», в Крыму лишь подтвердила свою репутацию. Даже глава Крыма поставил качество выполнения ремонтов в пример всем остальным крымским подрядчикам, претензии к которым предъявляются регулярно. Результатом пристальных наблюдений за организацией работ стало его же заявление на ежегодной пресс-конференции о готовности привлечь «ВАД» в качестве основного подрядчика на капремонт симферопольских улиц. Аргументировал Аксёнов такой подход просто: у компании уже саккумулировано в республике огромное количество техники и тысячи рабочих — в едином порыве они способны закатать Симферополь в асфальтобетон по самой современной технологии еще до нашей пенсии. Вот только прельстит ли такая сомнительная перспектива компанию, которой предстоит еще два года ударно трудиться на своём основном объекте? Переговоры, если и ведутся, пока остаются за кадром. Но факт остается фактом: Симферополю, как и Крыму в целом, остро не хватает системной дорожно-строительной компании. Хорошо хоть пример перед глазами.