Феотудэй

Переплетение традиций: что в праздновании Рождества осталось от язычества

По ее словам, именно поэтому, несмотря на то, что сейчас Рождество —церковный праздник, в нем переплетается множество древнеславянских традиций и обрядов.

«Праздник Коляды (отсюда и сохранялись колядки) связывали с солнцем — языческим божеством. Наступал последний короткий день, после него дни становились длиннее. В Рождество одной из традиций было, которая сейчас не сохранилась, — зажжение костров. В ночь на 7 января нужно было зажечь костер, чтобы души умерших прилетели погреться возле него. Люди становились вокруг огня, брались за руки и молчали. Было такое почитание», — рассказала она.

Долгожданному Рождественскому торжеству предшествует тщательная и серьезная подготовка. Прежде всего, это строгий 40-дневный пост, который заключается в отказе от развлечений и мясных блюд. Кроме того, по словам Натальи Шавровой, к празднику старались выполнить всю важную работу, привести в порядок и украсить дом.

"Хозяйки обязательно готовили свое жилище к Рождеству — мыли, вычищали, белили. Главное, чтобы в доме было чисто. Елку и дом украшали вышивкой, либо делали тряпичные куклы. Не обязательно было покупать новую рубаху, главное, чтобы она была чистая. Мужчины, которые занимались охотой, должны были подготовить дичь заранее. Все продумывали — готовили душу, тело к встрече Рождества«,- уточняет эксперт.

В канун празника православные христиане отмечают рождественский сочельник. Он завершает многодневный пост и считается его самым строгим днем. По словам Шавровой, название «сочельник» происходит от слова «сочиво», кутья, или «коливо» — постное блюдо, которое готовили из пшеницы с медом.

«Сочиво — это и каша, которая готовилась из пшеницы с медом, это могли быть и лепешки из теста с конопляным маслом — это тоже сочиво. В подготовке этого ритуального блюда использовали зерна пшеница, поскольку считалось, что зерно — символ жизни и плодородия. Второй ингредиент — мед, символ пчелы, которая приносит воск для свечей. Стол украшали соломой, застилали белой скатертью, а по углам размещали зубчики чеснока. Рядом с кутьей и узваром (напиток из сухофруктов — ред.) ставили дидух (небольшой сноп сена — ред.) — символ благополучия. Его помещали на стол либо в красный угол — святой угол у восточных славян это важное место», — рассказывает ученый.

На столе, по ее словам, должно быть не менее 12 блюд — по числу апостолов. Такое же количество блюд сервировали и на «щедрый стол» в Старый новый год. Садиться за стол в Рождественский вечер можно только после появления на небе первой звезды. К слову, считалось, что человек, который увидит первым звезду на небе, будет счастлив в этот год.

«Прежде, чем приступить к трапезе, зажигают свечу. Для начала нужно попробовать кутью. Изначально, когда отмечали Коляду, это была поминальная еда. 6 января накрывали ужин для поминовения усопших, а утром 7 января еду носили крестным, родственникам, желая здоровья. На столе также должны быть пироги и не жирные блюда. Раньше, это было больше связано с земледельческими пожеланиями, чтобы лето не засушливым, чтобы вы не мучились от жажды, воду в праздник Рождества нельзя было пить, поэтому варили узвар из сухофруктов», — рассказывает он.

По словам Шавровой, прежде нельзя было выходить из дома до ужина. Считалось, что в этот период, в ночь перед Рождеством, господствует нечисть. Эта традиция, отмечает она, сохраняется до сих пор в некоторых регионах Украины.

«В этом празднике много отголосков язычества. Пока вы не поужинали, нельзя было выходить из дома, особенно это касалось хозяина дома. В этот период ходит нечисть по дворам. В деревнях, особенно на Украине, для того, чтобы обезопасить себя, использовали чеснок. К слову, именно в адрес хозяина дома и направлялись основные пожелания колядовщиков», — говорит она.

С 6 января начинался период Святок, который длился до Крещения. На Святки принято было колядовать, чем занималась, в основном, молодежь. Колядующие разыгрывали маленькое театральное представление, главным героем которого обычно была коза- символ добра и достатка. Считается, что колядующие не просят, а собирают пожертвования во славу Бога, поэтому не впустить их в дом нельзя.

"Если хозяева были скупы, колядовщики могли высказать проклятия семье и угрожать расправой. На утро могли снести забор, и это не наказывалось, но только если это касается святочных дней — с 6 по 19 января, — в которые такие бесчинства не наказывались. Все угощения собирали в отдельной избе, и за ночь могли все это съесть. После проведения ряженых мероприятий надо было искупаться в святой воде на Крещение, чтобы очиститься«,- рассказывает эксперт.

Утро 7 января обычно начинается с прихода гостей. Хорошей приметой считается впустить в дом первым мужчину. Если говорить о христианской традиции, то, по словам Шавровой, в ночь на 7 января традиционно проходит литургия, читается рождественский тропарь.

«Ходили в церковь и утром 7 января. Когда из церкви выходили после службы, говорили: „Иисус родился, славьте его“, желали хорошего урожая. Незамужним и неженатым желали любви и скорейшей свадьбы», — рассказывает эксперт.