Детские театры могут появиться в каждом регионе
Зарплату в детских театрах увеличат
Год театра, объявленный в стране президентом Владимиром Путиным, должны ощутить прежде всего регионы, уверены сенаторы. Не случайно на встречу с председателем Совета Федерации были приглашены 146 руководителей театров из субъектов. Для поддержки таких учреждений культуры уже делается немало: к 2024 году планируется отремонтировать и реконструировать 40 региональных и муниципальных театров юного зрителя и театров кукол, рассказал министр культуры Владимир Мединский. В их числе — Ставропольский, Мурманский, Новоуральский, Ульяновский театры кукол, Челябинский молодёжный театр, Астраханский и Чувашский ТЮЗы.
Кроме того, вот уже два года в рамках проекта «Театр — детям» субсидии из федерального бюджета направляются на поддержку творческой деятельности театров и их технического оснащения. По поручению президента финансирование было увеличено — с 2018 года адресная поддержка деятельности кукольных театров, театров для детей и молодёжи доведена до одного миллиарда рублей ежегодно.
И это ещё не всё: глава государства поддержал просьбу Валентины Матвиенко о выделении дополнительно пяти миллиардов рублей на улучшение состояния театров в регионах. «Объём финансирования в ближайшие пять лет составит более шести миллиардов рублей», — сказала спикер, пояснив, что эту финансовую поддержку получат более четверти всех детских театров страны. Впрочем, это лишь первые шаги — детские «малые сцены» по-прежнему испытывают проблемы с модернизацией оборудования и закупкой новых декораций, обратил внимание ректор Академии русского балета имени А.Я. Вагановой Николай Цискаридзе.
Меньше всего проблем — у московских детских театров, отметил глава департамента культуры столицы Александр Кибовский. По его словам, в городе насчитывается 478 театральных коллективов и организаций. «Мы оцениваем, что постоянную репертуарную политику осуществляют где-то 250, из них 170 имеют детскую повестку. Всего в этом сегменте у нас работает 1367 человек, средняя заработная плата — 67 тысяч рублей», — сообщил чиновник.
Но в регионах ситуация иная: по данным сенаторов, средний оклад в детских театрах существенно ниже, чем во «взрослых», из-за чего в творческой среде формируется стереотип о «непрестижности» работы в детском театре. Поэтому уже в ближайшие годы в Минкультуры намерены «полностью перестроить» систему стимулирования артистов детского театра — причём как материальную, так и моральную, поделился планами Владимир Мединский. По его словам, очень важной нематериальной мотивацией сегодня остаётся присуждение почётных званий «заслуженный артист» и «заслуженный работник культуры».
«Вот здесь как раз надо, чтобы уклон был не в пользу Москвы и Санкт-Петербурга, как сейчас, а как раз в пользу регионов. Там, где люди, может быть, пока ещё меньше зарабатывают, но чтобы они понимали, что стать здесь заслуженным артистом легче. А если мы говорим с вами о взрослых и детских театрах, то и здесь крен должен быть в пользу детских театров, потому что это более тяжёлый труд», — подчеркнул министр. В проекте документа, принятого сенаторами по итогам встречи, палата регионов рекомендует органам госвласти и органам местного самоуправления субъектов ввести стимулирующие выплаты для молодых специалистов детских театров и предоставлять им служебное жильё.
Встречи с худруками будут ежегодными
Другая проблема — избыточная отчётность учреждений культуры. Сейчас театры сдают 224 формы отчётов разным ведомствам, что, естественно, осложняет работу. «Это вообще такой нафталин, это такая старая история совковая. Надо с этим разбираться, отменять всё это», — уверена Валентина Матвиенко. По её словам, контроль над расходованием бюджетных денег необходим, но с этим вопросом, как правило, всё «всегда прозрачно и понятно». «А остальное-то о чём? Никто не читает эти отчёты. Они пылятся, только отвлекают людей от работы», — отметила спикер. Она попросила главу департамента культуры Москвы прислать сенаторам информацию о том, куда театры направляют отчёты, пообещав проработать этот вопрос с министерствами и ведомствами.
Особо палату регионов волнует то, что не все жители страны имеют возможность соприкоснуться с миром искусства. «К сожалению, сегодня театры есть не везде. В двух субъектах их нет вовсе. А в пяти регионах отсутствуют детские театры», — сказала Матвиенко. Детских театров нет в Калмыкии, Карачаево-Черкесии, на Ямале, в Ненецком автономном округе, Чукотском автономном округе. Причём в двух последних регионах нет и театров для взрослых. «Но я всё-таки убеждена, что каждый регион должен иметь свой профессиональный театр», — констатировала она.
Лучшие региональные практики можно распространить по всей стране — особенно при создании условий для посещения театров детьми с ограниченными возможностями здоровья, полагает уполномоченный при Президенте по правам детей Анна Кузнецова. Так, в Московском Губернском театре, художественным руководителем которого является народный артист России Сергей Безруков, обеспечивают сопровождение спектаклей тифлокомментарием — через наушники для незрячих посетителей. «Такой опыт, безусловно, следует распространять», — считает Валентина Матвиенко.
Наконец, отдельное внимание важно уделить созданию и поддержке новых детских спектаклей, отмечала ранее глава Комитета Совфеда по образованию, науке и культуре Зинаида Драгункина. «Одна из ключевых проблем детских театров — отсутствие современных пьес для детей. Помимо классического репертуара в театрах идут пьесы, написанные 20-30 лет назад. Хорошо бы в Год театра возродить театральные кружки в школах», — полагает сенатор.
О проблемах детских театров и способах их решения теперь будут говорить чаще: в Минкультуры поддержали предложение директора Санкт-Петербургского Большого театра кукол Александра Калинина регулярно проводить «круглые столы» на эту тему. Кроме того, в Совете Федерации будут внимательно следить за тем, как реализуются меры по поддержке таких учреждений: Валентина Матвиенко выступила за проведение ежегодных встреч с руководителями детских театров.