Glorialot
Glorialotрегистрируется
Приветствуем!, 3 часа назад
ThomasovEvall
ThomasovEvallрегистрируется
Приветствуем!, 13 часов назад
BobbyeriRoutt
BobbyeriRouttрегистрируется
Приветствуем!, 17 часов назад
Keithustmox
Keithustmoxрегистрируется
Приветствуем!, 20 часов назад
Vilianaxmn
Vilianaxmnрегистрируется
Приветствуем!, 20 часов назад
Charlessquora
Charlessquoraрегистрируется
Приветствуем!, 21 час назад
Vikiuhd
Vikiuhdрегистрируется
Приветствуем!, 22 часа назад
dalerjj
dalerjjрегистрируется
Приветствуем!, 1 день назад
Liannerandi
Liannerandiрегистрируется
Приветствуем!, 1 день назад
Живая лента

Каршеринг предлагают отрегулировать законом

Изображения

Каршеринг предлагают отрегулировать законом

Описание

Лицом к лицу

Система поминутной аренды автомобилей, так называемый каршеринг, набирает всё большую популярность в мегаполисах. Одновременно растут и проблемы, связанные с этим инновационным бизнесом. Очень часто арендованные машины попадают в аварии, в том числе со смертельным исходом. Нередки и случаи, когда недобросовестные клиенты разбирают авто на запчасти. По мнению зампреда думского Комитета по Регламенту и организации работы Государственной Думы Михаил Романова, во многом это происходит оттого, что каршеринговые компании предоставляют свой транспорт абы кому, не слишком заботясь о проверке личности арендатора.

«Сейчас аренда транспортного средства чаще всего осуществляется через Интернет или мобильное приложение. Водительские права и паспорт подгружаются в электронном виде, и никто не заботится о том, чтобы проверить их достоверность. То есть им могут подсунуть вообще фейковую документацию», — сетует Романов.

По мнению депутата, эту плоскость экономических отношений давно пора отрегулировать. В частности, необходимо обязать каршеринговые компании проверять данные арендатора либо при его личном визите в офис предприятия (как это практикуется в традиционных сервисах аренды автомобилей), либо посредством его идентификации через сайт «Госуслуги».

«Здесь надо действовать по принципу максимального ужесточения, — сказал «Парламентской газете» законодатель. — Методика сдачи в аренду автомобилей должна быть более формальной и чёткой: как минимум однократно человек должен явиться в офис с оригиналами паспорта и водительских прав, чтобы его физически увидел сотрудник компании, которая сдаёт машину в аренду, и чтобы он мог провести его идентификацию. Как вариант — можно рассмотреть вопрос об идентификации пользователей через портал «Госуслуги».

Вершина айсберга

В канун 2019 года в Санкт-Петербурге произошло резонансное ДТП. Под колёсами арендованного в каршеринговой компании автомобиля погиб 18-летний Никита Сапежко. Виновником оказался другой молодой человек, по предварительным данным находившийся в состоянии опьянения. Как и следовало ожидать, договор аренды в том случае заключался дистанционно — посредством электронного приложения в iPhone.

«Этот инцидент вызвал большой резонанс среди петербуржцев, которые стали массово обращаться в мой адрес, и я взял этот вопрос на контроль, — рассказал Михаил Романов. — На этом печальном примере мы бы хотели в целом разобраться в законодательстве, действующем в части оказания услуг по каршерингу, поскольку очевидно, что сейчас у нас есть явные пробелы».

На печальном примере мы бы хотели в целом разобраться в законодательстве, действующем в части оказания услуг по каршерингу.

Депутат от Санкт-Петербурга направил запросы в адрес руководителей правоохранительных органов — МВД, Следственного комитета и Генеральной прокуратуры — с предложением взять на личный контроль расследование гибели юноши, а заодно провести тотальную проверку технического состояния машин каршеринга и поделиться статистикой правонарушений в этой области.

«Я запросил статистику в целом о том, какие происходят нарушения, каковы их характер и мотивы, и попросил поделиться оценкой — как правоохранительные органы видят необходимость ужесточения ответственности в этой сфере. Чтобы проанализировав полученные данные подготовить соответствующие поправки в законодательство», — сообщил парламентарий.

Штрафы для безответственных

Он уточнил, что для регулирования деятельности каршеринга потребуются поправки сразу в несколько законодательных актов, в частности — в Гражданский кодекс, в Правила дорожного движения, а также в Кодекс об административных правонарушениях. Причём административную ответственность в виде штрафов за недобросовестное использование арендованных машин (например, за передачу транспорта третьему лицу) должны нести как арендаторы, так и арендодатели. «Штрафы должны быть внушительными — десятки тысяч рублей для физических лиц и сотни тысяч — для организаций исходя из критерия нанесённого ущерба», — считает законодатель.

Впрочем, говорить о конкретных цифрах можно будет не раньше, чем в парламент поступит статистическая информация от правоохранительных ведомств, а тема каршеринга станет предметом широкого обсуждения.

«Только получив полную картину и проведя общее межведомственное совещание с участием представителей ГИБДД, Минюста, Генеральной прокуратуры и Верховного суда, можно будет двигаться в этом направлении», — резюмировал Михаил Романов.

Нужен рамочный закон

А вот председатель межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора», первый замглавы Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Вячеслав Лысаков полагает, что отдельными поправками зарегулировать эту прогрессивную отрасль нельзя — потребуется рамочный закон.

«Понятия каршеринга в законодательстве не существует. Так же, как в отношении транспортных перевозок отсутствует слово „агрегатор“. Соответственно, необходимо не вносить какие-то требования к отдельным участникам этих общественно-экономических отношений, а нужен комплексный закон, регулирующий эту сферу деятельности, — сказал „Парламентской газете“ политик. — Можно о чём угодно говорить — о любых требованиях: к транспортному средству, к водителям, к отношениям между пользователями и компанией, которая занимается этим видом деятельности. Но это новая сфера отношений, и я думаю, что для неё потребуется отдельный закон».

Парламентарий добавил, что исходя из наших законотворческих реалий, до принятия такого закона руки у депутатов дойдут не скоро: первым делом надо принять долгожданный и многострадальный закон о такси. Хотя бы потому, что он коснётся двух-трёх миллионов таксистов, а не нескольких тысяч пользователей каршеринга, которые на этом фоне — что капля в море.

«Пока мы не сможем разобраться с нашими таксомоторными перевозками, никаким каршерингом никто заниматься не будет — так же как и беспилотными транспортными средствами. Потому что у нас за последние годы появились новые реалии: возникли агрегаторы — иностранные фирмы, которые работают не в интересах российского бюджета и зачастую вопреки налоговому законодательству. И надо в первую очередь разобраться с ними: запретить им работать, если у них нет юридического представительства в нашей стране, обязать встать на налоговый учёт и передавать права перевозки исключительно лицам, имеющим соответствующую лицензию», — перечислил автор законопроекта.

Пора ассоциироваться

Михаил Романов уверен, что помимо законодательного регулирования каршеринга, необходимо усилить и саморегулирование в этой области. Депутат полагает, что компаниям, работающим на этом рынке, стоит более тесно сотрудничать — как минимум в плане создания перечня недобросовестных клиентов.

«Участники рынка, которых мы тоже будем активно призывать к диалогу, могли бы между собой договориться — чтобы граждане, которые противоправно использовали автомобиль, больше не могли взять в аренду машину по такой схеме, — убеждён парламентарий. — Однозначно должен появиться чёрный список клиентов, нарушивших ПДД с тяжкими последствиями или укравших из автомобиля запчасти. Также следует установить особый контроль над техническим состоянием сдаваемых в аренду автомобилей и обратить на них чрезвычайное внимание дорожной полиции».

А вот с этим мнением вполне согласен и Вячеслав Лысаков.

«Федеральный закон о саморегулировании — он достаточно эффективен во многих сферах, — считает законодатель. — Саморегулирование — это сфера отношений, когда общественные организации или ассоциации берут на себя часть государственных функций и несут коллективную ответственность, в том числе страховую, финансовую, за каждого из входящих в эту ассоциацию. Это вещь очень прогрессивная. Но воспользоваться ей или нет, должна решать сама отрасль — то есть на усмотрение профессионального сообщества».

Как вы относитесь к услугам каршеринга?

Знаю, но пока не пользовался

38%

Не пользовался и не собираюсь

18,8%

Не знаю про такую услугу

16,6%

В моём городе такой услуги нет, но я бы ей вряд ли воспользовался

13,5%

В моём городе такой услуги нет, но я бы ей воспользовался

7,7%

Пользовался и остался доволен

3,9%

Пользовался, но остался недоволен/считаю невыгодным

1,5%

Источник: Аналитическое агентство «Автостат» и журнал «За рулём»

Источник

Парламентская газета
Опуб. 25 февраля 2019
671
0
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...

Читайте также

Популярные фото Феодосии