Феотудэй

Будут ли в России расти цены на бензин?

Электричество против топлива

Главным вызовом для нефтяной отрасли считаются электромобили — по данным аналитиков ОПЕК, именно на транспортный сектор приходится около 60 процентов мирового спроса на нефть. А согласно подсчётам Международного энергетического агентства, в 2017 году мировой парк электромобилей достиг трёх миллионов единиц — в то время как всего в мире насчитывается около одного миллиарда машин.

«По оценкам аналитиков нашей компании, стоимость владения традиционным автомобилем, включая затраты на топливо, сможет сравниться со стоимостью электромобилей не ранее 2035 года — даже при самых оптимистичных темпах снижения себестоимости производства электромобилей», — сказал глава концерна «ЛУКОЙЛ» Вагит Алекперов, выступая 27 февраля в рамках «часа эксперта» на пленарном заседании Совета Федерации.

Он отметил, что рынок электрических машин всё ещё находится на стартовом этапе и в основном развивается за счёт различных государственный преференций: налоговых послаблений, субсидий, льготных кредитов, предоставления бесплатных парковок и разрешений на проезд по выделенным полосам.

Серьёзную конкуренцию двигателям внутреннего сгорания электромобили составят очень нескоро. Дело в том, что в ближайшие годы мировой авторынок ждёт колоссальный рост за счёт увеличения численности населения в развивающихся странах и повышения его благосостояния. «По оценкам Международного энергетического агентства, к 2040 году количество автомобилей в мире удвоится и достигнет двух миллиардов, из которых электрическими будут всего около 300 миллионов», — поделился данными Алекперов.

«Зелёная» альтернатива чёрному золоту

Прогнозируя закат нефтяной эры, обыватели нередко говорят о возобновляемых источниках энергии. Однако, считает Алекперов, прямой конкуренции между этими отраслями нет. «Для производства электроэнергии нефть практически не используется», — напомнил эксперт. Он также отметил, что в исторической ретроспективе появление новых технологий в электроэнергетике никогда не приводило к отказу от уже имеющихся. Другое дело, что новые технологии должны отвоёвывать свою нишу в равной борьбе — с минимальной поддержкой со стороны государства и потребителей.

«Даже с учётом развития электромобилей и возобновляемых источников энергии, а также ограничения объёмов вредных выбросов, согласно Парижскому соглашению, мы ожидаем, что следующие 10-15 лет должны стать периодом стабильного развития нефтегазовой отрасли», — прогнозирует глава концерна «ЛУКОЙЛ».

Эту оценку разделяют и ведущие мировые экспертные центры. В частности, Международное энергетическое агентство говорит о продолжении роста спроса на нефть как минимум до 2040 года. Эти выкладки основаны во многом на том, что в таких сегментах, как авиаперевозки и нефтехимия, у углеводородов в принципе пока не существует альтернативы.

Опасность технологической революции

Конечно, нельзя исключать, что когда-нибудь в случае изобретения по-настоящему прорывной технологии — например эффективных систем хранения электроэнергии — энергетическая трансформация, о которой всё чаще говорят в мире, может произойти быстрее, чем все ожидают. А новые технологии неизбежно повлекут за собой переход человечества на новый уровень энергетического потребления.

«Мы не знаем, когда именно это произойдёт, но должны быть к этому готовы», — считает Вагит Алекперов. По его мнению, для формирования «подушки безопасности» необходимо максимально нарастить нефтяные запасы, готовые к разработке, чтобы при благоприятной ценовой конъюнктуре поставить на рынок нужные объёмы сырья. «Для этого требуются законодательные инициативы, стимулирующие геологоразведку и геолого-технические мероприятия, а также развитие в самой „нефтянке“ технологий, часть из которых может применяться и за её пределами, то есть в других отраслях», — полагает эксперт..

Что входит в стоимость бензина?

Прогнозировать цены на энергоносители — дело неблагодарное, предупредил сенаторов Вагит Алекперов. В то же время он считает, что есть все причины ожидать сохранения стоимости нефти на сравнительно высоком уровне. Во-первых, на конъюнктуре должно сказаться выползание из «инвестиционной ямы» после падения цен в 2014 году, во-вторых — постепенное сокращение мировой нефтегазодобычи, а в-третьих — снижение темпов роста добычи сланцевого сырья в США к середине следующего десятилетия. «Уже сегодня американцы подходят к пределу возможного уплотнения сетки скважин на сланцевых месторождениях. С каждым годом эта проблема будет становиться острее. И всё это должно позволить сохранить баланс на нефтяном рынке после 2025 года», — уверен президент концерна «ЛУКОЙЛ».

Сегодня стоимость бензина на конечных точках продаж состоит на более чем 60 процентов из налогов, а ещё около 30 процентов составляют затраты на нефтепереработку, транспортировку, подрядчика и оплату труда.

Что же касается цен на автомобильное топливо, то удержать их в узде помогут налоговые манёвры, применяемые государством для предприятий нефтяной отрасли, — в частности, принятая российскими парламентариями в 2018 году экспериментальная практика налога на добавленный доход, позволившая разрабатывать так называемые трудноизвлекаемые запасы в регионах Западной Сибири. А кроме того — социальная ответственность перед конечными потребителями самих сырьевых концернов, которые продолжат держать на балансе низкомаржинальные (а по факту — едва ли не убыточные) сети автозаправочных станций.

«Сегодня стоимость бензина на конечных точках продаж состоит на более чем 60 процентов из налогов, а ещё около 30 процентов составляют затраты на нефтепереработку, транспортировку, подрядчика и оплату труда, — напомнил Вагит Алекперов. — Между тем соглашение между Правительством и нефтяными компаниями жёстко ограничивает предельный уровень цен. В частности, мы взяли на себя обязательство, и мы его выполним, — при действующем законодательстве цена на нефтепродукты на территории России не будет расти выше инфляции».