Феотудэй

Стратегию развития Арктики на 17 лет примут до конца года

Глава компании «Новатэк» Леонид Михельсон уверен, что после 2020 года целевые показатели надо будет пересмотреть в сторону увеличения: 70 миллионов тонн Севморпуть переварит уже в 2021 году, а к 2035 году грузооборот достигнет 140 миллионов тонн. В основном перевозить будут нефть и сжиженный газ. Впрочем, не только. Губернатор Архангельской области Игорь Орлов не без гордости сообщил, что корабли, отправившиеся на Восток, вернулись не порожняком, а с рыбой. И вообще пора уже развивать северные контейнерные перевозки.«Добыча сдвигается на север, — констатировал губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Артюхов. — Из районов, где есть инфраструктура, туда, где её пока нет. И задача государства, чтобы инфраструктура появилась в срок»."Главный вопрос — обустройство городов, — считает врио губернатора Мурманской области Андрей Чибис. — Чтобы инвестиции делали их комфортными для жизни, иначе не будет квалифицированных кадров для всех этих арктических проектов".

Те же проблемы, кстати, заботят и руководителей европейских стран

"Люди, которые живут, воспитывают детей в Арктике, достойны комфортной жизни, — сказала премьер-министр Норвегии Эрна Сульберг. — Поэтому мы обязаны инвестировать в инфраструктуру, мы должны создать комфортные детские сады, хорошие школы и университеты. Но не менее важны футбольные поля, концертные залы и больницы. И я знаю, что Россия всегда разделяла эту философию«.

Задача планетарного масштаба

Глава Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Козлов рассказал, что работа над законопроектом, который облегчит выполнение арктической стратегии, сейчас готовится Правительством, и до 1 июля его внесут в Госдуму, предварительно обсудив с губернаторами северных регионов. Речь идёт о поддержке инвестиций и проектирования в Арктике.«Мы вместе с коллегами из Госдумы ожидаем этот законопроект и будем рассматривать его в приоритетном порядке, — пообещал председатель Комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев. — Потому что развитие Арктики — задача планетарного масштаба». Государство уже готово уменьшить нагрузку на бизнес: оно взяло на себя строительство трёх новых атомных ледоколов: «Арктика», «Сибирь» и «Урал». Всего же к 2035 году в России будет 13 тяжёлых линейных ледоколов, в том числе девять атомных. По словам Владимира Путина, это нужно, чтобы цены за проводку судов были конкурентными и привлекательными."Путь от Йокогамы до Роттердама через Индийский океан — 33 дня, а по Северному морскому пути — 20 дней, — развил мысль Путин. — Этот путь может стать привлекательным не только для Китая, но и для Индонезии, Южной Кореи«.

Вместе лучше

Приезд на форум глав государств и правительств северных стран иностранные участники восприняли как прорыв в отношениях России с Западом. Так что разговор шёл и о санкциях.«Мы не прерывали контактов по Арктике, — сообщил Владимир Путин. — Арктическая тематика помогает понять необходимость сотрудничества и решения общих задач. Санкции нам вредят, но они не могут остановить освоение Арктики. Какие бы ограничения ни работали, а первая отгрузка с Ямал-СПГ пошла в США». Глава России признал, что санкции мешают, но не критическим образом. И даже подталкивают к развитию собственных технологий.По мнению премьер-министра Швеции Челля Лёвена, Россия — очень важная страна в Арктическом регионе. «При всех различиях во мнениях и взглядах мы должны сотрудничать, и Арктика тому прекрасный пример», — сказал швед.«Мы живём в тесно связанном мире и должны решать все вопросы сообща», — кивнула Эрна Сульберг.«Мы, восемь постоянных членов Арктического совета, несём ответственность за заботу об Арктике», — добавил президент Финляндии Сауле Ниинистё. Президент Исландии Гвюдни Йоуханнссен подтвердил эту мысль по-русски: «Нет ничего дороже на этой земле, чем настоящая дружба».