Моряки и берег: как экипаж сейнера «Норд» выживает без корабля
Тишина в эфире
Встреча с членами экипажа сейнера «Норд» прошла на территории рыболовецкого колхоза имени Первого мая. Именно здесь когда-то стояло у причала захваченное Украиной судно, здесь же будет стоять новое. Во всяком случае, на это надеются моряки.
«В марте во время рабочей встречи с Сергеем Аксеновым было озвучено, что судно будет передано в аренду на 49 лет, позже после отработки этого вопроса было сказано, что отдадут в безвозмездное пользование на тот же срок. В итоге все было поручено Минпрому Крыма, однако вот уже не первую неделю мы не можем хоть как-то связаться с его представителями, — рассказывает руководитель колхоза Сергей Лесков. — Нас игнорируют — мы не видели документов, не знаем какой намечен план, кто несет персональную ответственность за выполнение поручения главы Республики. По моему мнению, исполнители намеренно тормозят выполнение поручения. Мы в темной комнате ловим черную кошку».
Сейчас предприятие существует себе в убыток — прибыли никакой, а налоги и зарплату экипажу платят — не бросают моряков, которые долгие месяцы провели в плену у украинских силовиков.
«Мы более года не ведем хозяйственной деятельности, но свои социальные обязательства выполняем — платим заработную плату из средств, которые нам перечисляют в качестве предоплаты за будущий улов, арендную плату за пользование землей, социальные налоги. Нам верят, надеются, что ситуация решится и мы выйдем в море. На данный момент мы должны уже порядка 10 млн рублей», — подсчитывает Сергей Лесков.
«Отбить» затраты из-за простоя, по его словам, удастся где-то года через два. И это при самом лучшем раскладе.
Из Мурманска в Крым
Новое судно, которое предположительно может быть передано керченскому колхозу, руководитель предприятия и капитан «Норда» Владимир Горбенко уже осматривали, для этого летали в Мурманск.
«Это современное судно, спроектированное в 2001 году. Причем это корабль российского производства, в тех же габаритах, что и „Норд“, поэтому освоить его будет легко», — комментирует руководитель колхоза.
Но даже если 1 июня сейнер все же попадет в руки крымскому экипажу, первый улов будет не скоро.
«Судно находится в Мурманске и перегнать его оттуда можно будет только через Беломорканал, Волго-Балт и дальше по Волго-Донскому каналу в Азовское море. Сам перегон займет порядка месяца, поскольку путь будет следовать по шлюзовым системам. И вот, если мы 1 июня выйдем из Мурманска, где-то к середине июля будем в Крыму и начали бы готовиться к лову бычка. Объективно на промысел смогли бы выйли к сентябрю. До того момента мы бы все еще были в убытке», — поясняет Сергей Лесков.
Рыбаки без рыбы
Несмотря на то, что выжить на «голый оклад» керченским морякам непросто, они надежды не теряют. Признаются: на берегу тяжело.
«Мы выживаем благодаря тому, что нам выплачивают оклад. Семьи пока терпят, все прекрасно понимают... Живем надеждами», — рассказывает второй механик «Норда» Виктор Умиленов.
Работа рыбака, по словам второго помощника Николая Савельева — тяжелый труд. Бывает, не спишь сутками и ешь, когда придется.
«У нас, как и везде — хорошо работаешь, хорошо получаешь. А сейчас мы живем на голом окладе в 18 тысяч рублей, а цены вы сами знаете какие. Затягиваем ремни и надеемся на лучшее», — рассказывает вторпом.
Несмотря на тяжелую ситуацию вариант перейти на другое предприятие рыбаки не рассматривают. Старший механик «Норда» Владимир Таранец признает: на берегу нелегко, но бросить тех, кто поддерживал его, когда он был в украинском плену, не может.
«Нас руководство колхоза не бросило, когда мы были в плену — поддерживало наши семьи, как мы сейчас можем бросить это все и искать другой вариант? Мы ждем и надеемся», — говорит Таранец.
Обидно ему и за сейнер: на «Норде» он проработал более четверти века.
«Я 27 лет на этом корабле отработал. Несмотря на его почтенный возраст, на нем исправно работал каждый агрегат. Пока мы были на „Норде“, он был в рабочем состоянии, как только нас с него сняли — неизвестно, что с ним сделали», — говорит Владимир Таранец и не скрывает, что получал хорошую заработную плату.
Сейчас же экипаж, как бы это ни было странно, даже рыбу позволяет себе редко.
«Приходится ужиматься — рыбу давно не едим», — рассказывает с улыбкой Владимир Таранец.
Снова в бой
В рыбколхозе уверены: возможности вернуть старый, но привычный и надежный сейнер «Норд» нет. Поэтому смирились с потерей.
«Украина его передала какому-то училищу, чтобы на нем проходили практику. А ни один коммерсант его с такой историей не купит. Мы думали его вернуть, но украинская сторона настроена так, что ждать законных решений не приходится. Да и не вытяну я это ни физически, ни морально», — говорит руководитель колхоза Сергей Лесков.
Экипаж «Норда» готов снова выйти в море и не беспокоится о том, что украинские пограничники вновь повторят свои «пиратские подвиги». А вот судовладелец все равно испытывает беспокойство, правда, не за сам корабль.
«Я как судовладелец беспокоюсь за экипаж, и в большей мере за капитана, ведь он фигурант уголовного дела на Украине и находится там в розыске. Поэтому я беспокоюсь, чтобы не произошло новых провокаций. После нашего инцидента российские суда в Азове еще под защитой», — уверен Сергей Лесков.
Члены экипажа «Норда» сейчас редко видят друг друга. Пока есть возможность, все заняты домашними делами. Тем не менее, рассказывают, что 25 марта — в годовщину захвата сейнера — моряки нашли возможность, чтобы собраться и вспомнить былое.
Официальная позиция
«70 дней требуется министерству транспорта для того, чтобы, соблюдая все нормы законодательства, решить этот вопрос. Там есть определенные требования, которые предъявляются к трате бюджетных средств, поэтому, к сожалению, из этой парадигмы мы выйти не можем. Я знаю, что примерно столько дней в „дорожной карте“ предусмотрено на передачу судна», — сказал министр промышленной политики РК Андрей Васюта в комментарии журналисту РИА Новости Крым.