«Называл Бога папой»: главный секрет Пасхи
Бог — «скандал»
«Вы требуете невозможного: как в двух словах объяснить смысл Пасхи?» — смеется известный православный публицист и богослов, заведующий кафедрой богословия Московской духовной академии протоиерей Павел Великанов. Легче всего, конечно, сказать, что это — время вспомнить о собственном бессмертии.
«Если читать Евангелие без какой-то идеологической подготовки, но в то же время понимая, что именно, где и когда происходит, то становится понятно, что не просто так апостол Павел говорил о Христе как об „одном большом скандале“. Потому что Он входит в очень жесткую выверенную традицию, эффективно работающую, и начинает говорить невероятные вещи. Называет Бога папой, относится к окружающим, переступая через устоявшиеся представления, совершает невероятные чудеса, которых не знала история Израиля и Рима. И в итоге — откровенное и жестокое противостояние. Христа убивают. История понятная и очень драматичная. Но если бы не было воскресения, то она потерялась бы среди огромного количества точно таких же», — рассуждает отец Павел.
Именно воскресение, по его словам, становится печатью подлинности всего, что делал и говорил Иисус. Печатью, которую ставит сам Бог.
Праздник, который не кончится
С тех пор ради этой печати подлинности люди были готовы идти на смертную казнь, переплывали моря на обтянутых кожей лодках, проходили пешком, как апостол Андрей, половину мира.«Пасха — это главная новость, которая, в отличие от всех остальных, никогда не затеряется в информационном пространстве!» — убежден руководитель патриаршей пресс-службы священник Александр Волков.
Существует представление, что Пасха Христова начинается со схождения первых молний Благодатного огня в кувуклию — часовню над плитой Гроба Господня в одноименном иерусалимском храме. Это событие, особо почитаемое верующими всего мира как чудо, происходит в субботу накануне православной Пасхи. По известному поверью, если Благодатный огонь не сойдет, это приведет к гибели всех собравшихся в храме Гроба Господня и станет ужасным предвестием всему человечеству. «И когда новостные агентства сообщают, что вот огонь сошел, — все выдыхают и говорят: значит, Пасха будет в этом году, еще поживем», — улыбается отец Александр. На самом деле Пасха не кончается никогда.
«Христиане приветствуют друг друга пасхальным возгласом „Христос воскресе!“ целый год. Каждое воскресенье — это малая Пасха и должно нами каждый раз именно так восприниматься. Нет преград для того, чтобы праздновать Пасху в любое время», — уверен священник.
Ожившие старцы
Однако отец Павел предостерегает: слова «Христос воскресе!» не должны превращаться в своего рода «позывной», пропуск. «Представляете, заходит человек на Светлой неделе куда-нибудь и кричит: „Христо-о-ос воскресе!“ — а в ответ тишина: никто не понимает, что человеку тут вообще надо», — говорит священник. Христианин, напоминает он, должен быть разумен, рассудителен и уметь отличать настоящее от мнимого.
«С одной стороны, что плохого в том, что мы придем к далеким от Церкви людям и поставим их перед фактом Христова воскресения? Но вдруг они не готовы? Вдруг смущаются, и душа их не готова еще ответить «Воистину воскресе!» — размышляет завкафедрой богословия.
Есть известное среди верующих предание про одного монаха, который пришел как-то поздравить с Пасхой святых, погребенных в пещерах Киево-Печерской лавры, а те хором поздравили его. Ответили:
«Воистину воскресе!» «Но как мощи, останки людей, могут издавать звуки? А как Христос проходил сквозь двери после воскрешения? Как Он ел с апостолами?» — напоминает протоиерей.
Христос, чтобы убедить учеников, что он не призрак, действительно — как свидетельствует Евангелие — попросил немного еды и съел ее. «Но куда делась эта еда, когда он исчез? В том-то и сила евангельского повествования: оно ломает напрочь традиционные представления любой религии о том, что такое воскресение», — говорит отец Павел. Грубо говоря, «среднестатистический» умерший и воскресший в нашем земном мире не может питаться нашей обычной пищей. Но не Воскресший Христос.
Потерянные колядки
«Всегда задумывался: вот на Рождество есть огромное количество песен, особенно детских, посвященных празднику, аналогично и на Масленицу, а на Пасху — крайне мало. Ну есть детские стихи в стиле „куличики на столе лежали, солнышко играло, яички отличные, ай, давай христосоваться!“ — а самому празднику ничего такого не посвящено. То есть даже в рождественских колядках все время поется о том, что Христос рождается, чтобы нас спасти, а в самый главный день, Пасху, — ничего такого», — недоумевает настоятель Казанского храма города Орска священник Максим Бражников.
А может, это и хорошо. «Ведь когда кончается Великий пост, всегда возникает вопрос: вот встретили праздник, а как дальше себя вести? Думаю, у настоящего ученика Христа в Пасху всегда случается личное внутреннее открытие в его отношениях с Богом. Иными словами, Воскресение что-то откроет и в нем самом. А после этого и желание быть с Богом только возрастет», — продолжает он.
Возможно, именно в пасхальную ночь человек «поймет свое предназначение в жизни, глядя на Воскресшего Бога». Возможно, ему просто снова захочется жить. «Только надо помнить, что если хочешь что-то доброе в себе вырастить, то надо что-то отдать. В Пасху мы, к примеру, можем прийти в храм, а кто-то из наших близких или дальних — нет. Можно к ним зайти, поделиться радостью Пасхи. Ей можно поделиться с любым человеком, тем более что среди нас очень много нуждающихся в этом. И старики, и дети наши будут рады, если мы в этот день будем добрее, чем всегда», — уверен священник.