Феотудэй

Есть ли картины Айвазовского на затонувшем у Крыма пароходе – мнение эксперта

В 2018 году подводная экспедиция «Нептун» изучила затонувший в 1895 году русский пароход, обнаруженный ранее на глубине 45 метров в нескольких милях от мыса Тарханкут. По словам участников экспедиции, на корабле были обнаружены картины, которые, возможно, принадлежат кисти художника Ивана Айвазовского. Они не исключили, что могли сохраниться под слоем ила.

По словам Вахонеева, маринист больше недели находился на судне, которое совершало переход в Египет в 1869 году, и вел дневник путешествия. Однако нет ни одного упоминания о том, что в этот период он писал картины.

«Айвазовский нам оставил свой дневник, в котором описал свое путешествие на пароходе „Генерал Коцебу“, нам даже известно, какие он песни пел во время застолий на этом судне. Нам также известны мемуары других участников этой поездки. Американский капитан Натан Эпплтон, которого пригласили на русский пароход, оставил свои мемуары. Это известный путешественник Скальковский, который на 30 страницах описал это путешествие в Египет из Одессы на открытие Суэцкого канала. И никто из них не упоминает, что Айвазовский писал эти полотна. Упоминают: он играл на скрипке, пел песни, но чтобы картины писал и тем более, мог подарить, упоминаний нет», — отметил ученый.

Вахонеев также подверг сомнениям заявление участников экспедиции о том, что картины Айвазовского могут находиться под слоем ила.

«Больше всего скепсиса вызывает видеозапись. Действительно, есть какие-то рамочки, но без внутренних частей — ни следов какого-то полотна, ни материала не сохранились. С этого парохода „Генерал Коцебу“ в 2013 году мы подняли сейф, в нем содержались судовые документы — они идеально сохранились. Участники экспедиции заявили, что скорее всего картины находятся под слоем ила, мы пока не можем сказать, поскольку в ту экспедицию не был приглашен ни один специалист-археолог и проводилась не с научными целями, а исключительно с популяризацией — просто провести фото- и видеосъемку», — добавил Вахонеев.

Он также считает, что преждевременно говорить о подъеме каких-то артефактов с судна. По его словам, нужны гарантии, в том числе финансовые, которые позволили бы отреставрировать и сохранить поднятый материал.

«Я считаю, что мы не можем сегодня говорить о подъеме какого-то значительного количества артефактов из-под воды. Перед тем как делать голословные заявления о подъеме и о полном или частичном восстановлении объектов, находящихся под водой длительное время, мы должны озаботиться, а хватит ли у нас ресурсов их сохранить на суше. В Крыму не так много реставрационных центров, которые могут профессионально заниматься реставрацией предметов, поднятых из воды. Это первая причина, которая нас останавливает от подъема тех или иных интересных вещей», — подчеркнул он.

Еще одна причина, которая осложняет исследовательские работы на затонувшем судне, — его местонахождение. Пароход, по словам Вахонеева, находится за границей 12-мильной зоны территориальных вод.

«Генерал Коцебу» находится в особо охраняемой пограничниками зоне. Это участок экономических вод и нужны специальные разрешения для работы", — заключил он.