nemegves
nemegvesрегистрируется
Приветствуем!, 1 день назад
nuhixGrist
nuhixGristрегистрируется
Приветствуем!, 5 часов назад
becuhMor
becuhMorрегистрируется
Приветствуем!, 7 часов назад
Anthonycix
Anthonycixрегистрируется
Приветствуем!, 9 часов назад
hevinGrist
hevinGristрегистрируется
Приветствуем!, 10 часов назад
kiyevGrist
kiyevGristрегистрируется
Приветствуем!, 12 часов назад
jodahGrist
jodahGristрегистрируется
Приветствуем!, 14 часов назад
fuxeyGrist
fuxeyGristрегистрируется
Приветствуем!, 16 часов назад
DanielPiz
DanielPizрегистрируется
Приветствуем!, 17 часов назад
gadurGrist
gadurGristрегистрируется
Приветствуем!, 17 часов назад
jizimuJow
jizimuJowрегистрируется
Приветствуем!, 19 часов назад
DavidPem
DavidPemрегистрируется
Приветствуем!, 21 час назад
hihevasex
hihevasexрегистрируется
Приветствуем!, 23 часа назад
divenoCutle
divenoCutleрегистрируется
Приветствуем!, 1 день назад
cawegrow
cawegrowрегистрируется
Приветствуем!, 1 день назад
copaytreah
copaytreahрегистрируется
Приветствуем!, 1 день назад
JamesUnith
JamesUnithрегистрируется
Приветствуем!, 1 день назад
nemegves
nemegvesрегистрируется
Приветствуем!, 1 день назад
nuhixGrist
nuhixGristрегистрируется
Приветствуем!, 5 часов назад
Живая лента

Ты мне приснился, крейсер «Аврора»

Изображения

Ты мне приснился, крейсер «Аврора»
Фото из открытых источников

Описание

Но корабль, на борт которого я мечтал попасть с самого детства, по разным причинам все время ускользал от меня: то у родителей нет времени, чтобы сводить на него, то поездка в город на Неве сорвется. Поэтому, когда наметилась командировка в Санкт-Петербург, пообещал себе в этот раз не упустить возможность — попасть на легендарный крейсер «Аврора».

Для меня (как, наверное, для многих мальчишек, родившихся в СССР) этот корабль был прежде всего главным символом Октябрьской революции: 25 октября 1917 года крейсер совершил свой самый известный выстрел, давший сигнал к штурму Зимнего дворца. Но по мере увлечения военной историей России я узнавал об «Авроре» все больше: об участии крейсера в трагическом для русского флота Цусимском сражении, в Первой мировой и Гражданской войнах, защите Ленинграда от фашистов.

Штормы судьбы много раз грозили кораблю неминуемой гибелью, но каким-то чудным образом ему все время удавалось избежать печальной участи.

С желанием понять, почему именно этот крейсер (в отличие от многих других русских боевых кораблей, навсегда канувших в небытие) продолжает гордо нести Андреевский флаг, я поднялся на борт «Авроры».

Богиня зари в Тихом океане

Основу мощи ВМФ России в конце XIX века составляли броненосцы, оснащенные крупнокалиберной артиллерией. Соединения таких кораблей нуждались в разведчиках. Поэтому в Санкт-Петербурге в 1897 году началось строительство трех однотипных бронепалубных крейсеров «Диана», «Паллада» и «Аврора». Названия кораблей лично выбрал император Николай II.

Фрегаты с аналогичными названиями проявили себя во время Крымской войны 1853-1856 годов, поэтому имена древнегреческих богинь в названиях крейсеров — дань памяти славным предкам. К тому времени опыта создания подобных кораблей в России не было. Поэтому перед созданием крейсеров были изучены французские, немецкие и английские аналоги.

Паровые котлы и машины для кораблей были изготовлены Обществом франко-русских заводов (ныне Адмиралтейские верфи в Санкт-Петербурге), корабельная сталь была отечественного производства, а палубную броню привезли из Франции. В то время подобную кооперацию при создании военных кораблей применяли многие страны мира.

Строительство «Авроры» продлилось шесть лет, и после завершения испытаний в 1903 году крейсер в составе отряда боевых кораблей отправили на Тихий океан, но в пункт назначения корабль так и не пришел из-за начала войны с Японией. С боевыми кораблями страны восходящего солнца судьба свела «Аврору» позже.

Во время второго перехода на Тихий океан матросы для развлечения взяли на крейсер экзотическую живность: хамелеона, удава, двух крокодилов. Одну рептилию нарекли Сам, другую — Того (по имени командующего объединенным флотом Японии Того Хэйхатиро). Первый крокодил спрыгнул за борт во время похода, жизнь Того по иронии судьбы была оборвана японским снарядом во время Цусимского сражения 2 мая 1905 года, когда погибла почти вся русская эскадра.

В том бою «Аврора» получила 20 попаданий, было убито и ранено 98 человек — шестая часть экипажа, включая командира корабля Евгения Егорьева, но все же крейсер уцелел, прорвал кольцо вражеских миноносцев и вернулся в Россию.

Революция и войны

Следующая знаковая страница истории корабля — участие в революции 1917 года. В 21:40 25 октября 1917 года крейсер произвел холостой выстрел из носового орудия, послуживший сигналом для штурма Зимнего дворца.

Балтийские моряки составляли боевой костяк революционного движения: большую часть матросов представляли крестьяне, которые попали в жесткую флотскую обстановку. Офицерский состав был в основном представлен дворянами, которые часто относились к младшим чинам с пренебрежением. На кораблях того времени были сделаны специальные внутренние иллюминаторы, которые позволяли офицерам не заходить в машинное отделение, а наблюдать за работой матросов со стороны. Поэтому идеи большевиков о равенстве и братстве быстро нашли отклик в сердцах балтийцев.

Самыми революционно настроенными в команде «Авроры» были механики и кочегары — матросы отделений с самыми тяжелыми условиями работы (во время движения корабля в небольших тесных помещениях температура поднималась выше 80 градусов).

После исторического залпа с крейсера сняли орудия и отправили их на фронты Гражданской войны. К тому времени крейсер считался морально устаревшим, и его планировали пустить на переплавку, но «Аврора» получила капитальный ремонт и стала учебным кораблем.

Вновь разговор о списании корабля зашел перед началом Великой Отечественной войны, но крейсер вернулся в боевой строй: орудия «Авроры» и ее матросы были направлены на подступы к Ленинграду, кормовая пушка крейсера была установлена на бронепоезд «Балтиец». Сам крейсер вел борьбу с авиацией противника. Во время обороны города на Неве корабль получил серьезные повреждения от немецких бомб и снарядов, сел на мель в порту Ораниенбаума, но продолжал оказывать сопротивление врагу до разгрома гитлеровцев под Ленинградом.

После войны подвиг погибших авроровцев увековечили в памятнике недалеко от деревни Дони в Ленинградской области.

Еще до конца Великой Отечественной войны, как бы сейчас сказали, инициативная группа обратилась к руководству страны с просьбой сохранить легендарную «Аврору». Прошение было удовлетворено, и крейсер сохранили в качестве учебного пособия для курсантов Нахимовского училища.

И только в 60-х годах «Аврора» становится главным символом Октябрьской революции.

Одна судьба

Про «Аврору» ходит много баек и легенд — некоторые основаны на реальных фактах, другие представляют собой лишь предположения, догадки, а то и вымысел. Например, некоторые любители истории утверждают, что при строительстве «Авроры» в интерьерах офицерских кают использовалось красное дерево. Другие возражают: российские военные корабли того времени не отличались особым комфортом и роскошью, а даже если и было, то командир корабля Егорьев перед Цусимским сражением подал рапорт, в котором просил снять с крейсера все легковоспламеняющиеся детали. Инициатива была поддержана, и почти все элементы деревянного декора крейсера были сняты.

Еще один миф «Авроры» — крейсер ненастоящий. Мол, за многочисленные ремонты от оригинального корабля мало что осталось.

На самом деле, в 1984 году крейсер поставили на капитальный ремонт, во время которого корабль разобрали по частям как конструктор. Нижнюю часть крейсера отстроили заново, и на нее установили палубу со всеми помещениями и надстройками. Из трех оригинальных машин в наши дни сохранилась одна, а также множество другого оригинального оборудования. Настоящий ли крейсер? Вполне.

Особенно в старых крейсерах мне нравится деревянная палуба. Она придает железному кораблю особый шарм и уют. Так делали, чтобы корабль сильно не нагревался на солнце.

Сакральное место на «Авроре» — боевая рубка, где во время Цусимского сражения был смертельно ранен в голову командир крейсера Егорьев. К этому офицеру и месту его гибели действующий экипаж корабля относится с особым почтением. По их словам, Егорьев пользовался таким авторитетом среди подчиненных при жизни, что во время боя офицеры не решились рассказать о его гибели матросам.

После ремонта 2014-2016 годов «Аврора» выглядит как новая. Визуально крейсер в идеальном состоянии: все орудия системы Канэ в пушечном сале, стекла иллюминаторов блестят на солнце. В помещениях корабля разместилась большая экспозиция, которая рассказывает историю крейсера с момента его постройки, о людях, которые сыграли важную роль в его судьбе.

Сегодня корабль, который за свою жизнь пережил невероятные вихри судьбы, гордо возвышается над Невой, обучает кадетов и курсантов ВМФ и ежедневно принимает тысячи гостей. Он трижды мог погибнуть в войнах или пойти в утиль, но что-то не давало этому случиться.

«Аврора» — уникальный крейсер с определенной судьбой и миссией. Она хранит Отечество, а Отечество хранит ее. Мы будем передавать этот корабль из поколения в поколения, и она всегда будет стоять на своем месте, гордо демонстрируя Андреевский флаг и дух русским моряков всему миру. «Аврора» — это корабль № 1 нашего Военно-морского флота«, — подчеркнул командир крейсера Артем Знаменщиков.

И если есть в России корабль, который должен посетить каждый интересующейся историей страны человек, то это «Аврора».

Источник

РИА Новости Крым
Опуб. 26 мая 2019
751
0
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...

Читайте также

Популярные фото Феодосии