Феотудэй

Ты мне приснился, крейсер «Аврора»

Но корабль, на борт которого я мечтал попасть с самого детства, по разным причинам все время ускользал от меня: то у родителей нет времени, чтобы сводить на него, то поездка в город на Неве сорвется. Поэтому, когда наметилась командировка в Санкт-Петербург, пообещал себе в этот раз не упустить возможность — попасть на легендарный крейсер «Аврора».

Для меня (как, наверное, для многих мальчишек, родившихся в СССР) этот корабль был прежде всего главным символом Октябрьской революции: 25 октября 1917 года крейсер совершил свой самый известный выстрел, давший сигнал к штурму Зимнего дворца. Но по мере увлечения военной историей России я узнавал об «Авроре» все больше: об участии крейсера в трагическом для русского флота Цусимском сражении, в Первой мировой и Гражданской войнах, защите Ленинграда от фашистов.

Штормы судьбы много раз грозили кораблю неминуемой гибелью, но каким-то чудным образом ему все время удавалось избежать печальной участи.

С желанием понять, почему именно этот крейсер (в отличие от многих других русских боевых кораблей, навсегда канувших в небытие) продолжает гордо нести Андреевский флаг, я поднялся на борт «Авроры».

Богиня зари в Тихом океане

Основу мощи ВМФ России в конце XIX века составляли броненосцы, оснащенные крупнокалиберной артиллерией. Соединения таких кораблей нуждались в разведчиках. Поэтому в Санкт-Петербурге в 1897 году началось строительство трех однотипных бронепалубных крейсеров «Диана», «Паллада» и «Аврора». Названия кораблей лично выбрал император Николай II.

Фрегаты с аналогичными названиями проявили себя во время Крымской войны 1853-1856 годов, поэтому имена древнегреческих богинь в названиях крейсеров — дань памяти славным предкам. К тому времени опыта создания подобных кораблей в России не было. Поэтому перед созданием крейсеров были изучены французские, немецкие и английские аналоги.

Паровые котлы и машины для кораблей были изготовлены Обществом франко-русских заводов (ныне Адмиралтейские верфи в Санкт-Петербурге), корабельная сталь была отечественного производства, а палубную броню привезли из Франции. В то время подобную кооперацию при создании военных кораблей применяли многие страны мира.

Строительство «Авроры» продлилось шесть лет, и после завершения испытаний в 1903 году крейсер в составе отряда боевых кораблей отправили на Тихий океан, но в пункт назначения корабль так и не пришел из-за начала войны с Японией. С боевыми кораблями страны восходящего солнца судьба свела «Аврору» позже.

Во время второго перехода на Тихий океан матросы для развлечения взяли на крейсер экзотическую живность: хамелеона, удава, двух крокодилов. Одну рептилию нарекли Сам, другую — Того (по имени командующего объединенным флотом Японии Того Хэйхатиро). Первый крокодил спрыгнул за борт во время похода, жизнь Того по иронии судьбы была оборвана японским снарядом во время Цусимского сражения 2 мая 1905 года, когда погибла почти вся русская эскадра.

В том бою «Аврора» получила 20 попаданий, было убито и ранено 98 человек — шестая часть экипажа, включая командира корабля Евгения Егорьева, но все же крейсер уцелел, прорвал кольцо вражеских миноносцев и вернулся в Россию.

Революция и войны

Следующая знаковая страница истории корабля — участие в революции 1917 года. В 21:40 25 октября 1917 года крейсер произвел холостой выстрел из носового орудия, послуживший сигналом для штурма Зимнего дворца.

Балтийские моряки составляли боевой костяк революционного движения: большую часть матросов представляли крестьяне, которые попали в жесткую флотскую обстановку. Офицерский состав был в основном представлен дворянами, которые часто относились к младшим чинам с пренебрежением. На кораблях того времени были сделаны специальные внутренние иллюминаторы, которые позволяли офицерам не заходить в машинное отделение, а наблюдать за работой матросов со стороны. Поэтому идеи большевиков о равенстве и братстве быстро нашли отклик в сердцах балтийцев.

Самыми революционно настроенными в команде «Авроры» были механики и кочегары — матросы отделений с самыми тяжелыми условиями работы (во время движения корабля в небольших тесных помещениях температура поднималась выше 80 градусов).

После исторического залпа с крейсера сняли орудия и отправили их на фронты Гражданской войны. К тому времени крейсер считался морально устаревшим, и его планировали пустить на переплавку, но «Аврора» получила капитальный ремонт и стала учебным кораблем.

Вновь разговор о списании корабля зашел перед началом Великой Отечественной войны, но крейсер вернулся в боевой строй: орудия «Авроры» и ее матросы были направлены на подступы к Ленинграду, кормовая пушка крейсера была установлена на бронепоезд «Балтиец». Сам крейсер вел борьбу с авиацией противника. Во время обороны города на Неве корабль получил серьезные повреждения от немецких бомб и снарядов, сел на мель в порту Ораниенбаума, но продолжал оказывать сопротивление врагу до разгрома гитлеровцев под Ленинградом.

После войны подвиг погибших авроровцев увековечили в памятнике недалеко от деревни Дони в Ленинградской области.

Еще до конца Великой Отечественной войны, как бы сейчас сказали, инициативная группа обратилась к руководству страны с просьбой сохранить легендарную «Аврору». Прошение было удовлетворено, и крейсер сохранили в качестве учебного пособия для курсантов Нахимовского училища.

И только в 60-х годах «Аврора» становится главным символом Октябрьской революции.

Одна судьба

Про «Аврору» ходит много баек и легенд — некоторые основаны на реальных фактах, другие представляют собой лишь предположения, догадки, а то и вымысел. Например, некоторые любители истории утверждают, что при строительстве «Авроры» в интерьерах офицерских кают использовалось красное дерево. Другие возражают: российские военные корабли того времени не отличались особым комфортом и роскошью, а даже если и было, то командир корабля Егорьев перед Цусимским сражением подал рапорт, в котором просил снять с крейсера все легковоспламеняющиеся детали. Инициатива была поддержана, и почти все элементы деревянного декора крейсера были сняты.

Еще один миф «Авроры» — крейсер ненастоящий. Мол, за многочисленные ремонты от оригинального корабля мало что осталось.

На самом деле, в 1984 году крейсер поставили на капитальный ремонт, во время которого корабль разобрали по частям как конструктор. Нижнюю часть крейсера отстроили заново, и на нее установили палубу со всеми помещениями и надстройками. Из трех оригинальных машин в наши дни сохранилась одна, а также множество другого оригинального оборудования. Настоящий ли крейсер? Вполне.

Особенно в старых крейсерах мне нравится деревянная палуба. Она придает железному кораблю особый шарм и уют. Так делали, чтобы корабль сильно не нагревался на солнце.

Сакральное место на «Авроре» — боевая рубка, где во время Цусимского сражения был смертельно ранен в голову командир крейсера Егорьев. К этому офицеру и месту его гибели действующий экипаж корабля относится с особым почтением. По их словам, Егорьев пользовался таким авторитетом среди подчиненных при жизни, что во время боя офицеры не решились рассказать о его гибели матросам.

После ремонта 2014-2016 годов «Аврора» выглядит как новая. Визуально крейсер в идеальном состоянии: все орудия системы Канэ в пушечном сале, стекла иллюминаторов блестят на солнце. В помещениях корабля разместилась большая экспозиция, которая рассказывает историю крейсера с момента его постройки, о людях, которые сыграли важную роль в его судьбе.

Сегодня корабль, который за свою жизнь пережил невероятные вихри судьбы, гордо возвышается над Невой, обучает кадетов и курсантов ВМФ и ежедневно принимает тысячи гостей. Он трижды мог погибнуть в войнах или пойти в утиль, но что-то не давало этому случиться.

«Аврора» — уникальный крейсер с определенной судьбой и миссией. Она хранит Отечество, а Отечество хранит ее. Мы будем передавать этот корабль из поколения в поколения, и она всегда будет стоять на своем месте, гордо демонстрируя Андреевский флаг и дух русским моряков всему миру. «Аврора» — это корабль № 1 нашего Военно-морского флота«, — подчеркнул командир крейсера Артем Знаменщиков.

И если есть в России корабль, который должен посетить каждый интересующейся историей страны человек, то это «Аврора».