Пираты Азовского моря: как Украина захватывала российские корабли
Сейнер «Норд»
25 марта 2018 года украинские пограничники задержали в Азовском море крымский сейнер «Норд» с 10 членами экипажа на борту. Все они — граждане России, но Киев считает их украинскими гражданами. На судно наложили арест. Моряки стали фигурантами административных дел, а в отношении капитана Владимира Горбенко возбудили уголовное дело («нарушение порядка въезда на временно оккупированную территорию Украины и выезда из нее с целью причинения вреда интересам государства»), ему также предъявили обвинение в незаконной ловле рыбы.
Впоследствии Украина закрыла все административные дела в отношении девяти членов экипажа. Они смогли вернуться в Крым, в том числе семеро в результате обмена на украинских моряков, задержанных за браконьерство и нарушение границы РФ.
Капитан Владимир Горбенко вернулся на полуостров в начале февраля этого года. На Украине его удерживали 10 месяцев. По словам капитана, у него не было никаких ограничений на возврат домой. В то же время Оболонский районный суд Киева в апреле объявил Горбенко в розыск, так как он не являлся на судебные заседания.
Арестованное судно «Норд» несколько раз пытались продать на Украине на электронных торгах, но они не состоялись. В результате власти отказались от продажи судна, решив передать его в управление «заинтересованным учреждениям из числа государственных морских академий или других морских учебных заведений Украины».
Танкер «Механик Погодин»
В августе прошлого года СБУ заблокировала российский танкер «Механик Погодин» с 12 членами экипажа на борту в порту Херсона. По словам украинских чиновников, судно находится под санкциями Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины. Формальная причина блокировки танкера состоит в том, что его строительство в 2011 году финансировала компания «ВЭБ-лизинг», входящая в санкционные списки Украины.
Капитан танкера Михаил Замятин сообщил, что у «Механика Погодина» было разрешение на вход в порт. Представители судна сообщили всю необходимую информацию, включая данные о номинальном собственнике, и украинские власти в случае возникновения вопросов имели возможность не пустить танкер в порт.
Украинский омбудсмен Людмила Денисова заявила, что у СБУ нет претензий к морякам. Какие-либо санкции к ним не применялись. При этом руководство министерства инфраструктуры Украины заявило о возможной конфискации и продаже российского танкера.
Так называемый заместитель постоянного представителя президента Украины в Крыму Изет Гданов заявил, что «Механик Погодин» заблокирован в порту Херсона на три года.
В сентябре 2018 года все члены экипажа, включая капитана, вернулись в Россию, их на танкере заменили другие моряки. В течение месяца блокировки танкера в порту они обороняли судно от провокаций неустановленных лиц, представлявшихся сотрудниками украинских спецслужб и госорганов. При этом моряки жили и работали в режиме жесткой экономии электроэнергии.
Владелец «Механика Погодина» — «Волжское пароходство» — неоднократно подавал жалобы в суды на блокировку судна в порту, но они были отклонены. По состоянию на апрель этого года ущерб «Волжского пароходства» от простаивания танкера составил 2,3 млн долларов.
Земснаряд «Trans Services Maritime»
В начале апреля 2018 года, спустя несколько недель после захвата «Норда», Украина арестовала еще одно российское судно. На этот раз инцидент произошел в Черном море в порту города Южный Одесской области.
Объектом захвата стал земснаряд компании «Trans Services Maritime». Как заявил генпрокурор Украины Юрий Луценко, это судно с припиской в порту Туапсе вело «незаконную добычу песка у крымского побережья в районе Каркинитского залива Черного моря». По версии генпрокурора, добываемый песок использовался для строительства Крымского моста.
Украинская сторона заявила, что арест судна произведен с целью «возмещения убытков», которые были нанесены при добыче песка и якобы достигают «сотен миллионов гривен».