Не конкуренты «местным»: кто и откуда едет на работу в летний Крым
Изображения
Описание
Корреспондент РИА Новости Крым выяснила, кто на полуострове не может обойтись без помощи сезонных работников.
Сбор винограда
Виноделие — пожалуй, основное поле деятельности для крымских «сезонников» в прямом и переносном смысле.
«Ни одно винодельческое хозяйство в своей деятельности не может обойтись без сезонных работников. Так сложилось исторически. „Золотая Балка“ также вынуждена прибегать к использованию сезонной рабочей силы. „Сезонники“ нужны как для сбора урожая, так и для обработки винограда», — рассказывает пиар-менеджер агрофирмы «Золотая Балка» Ирина Пичугина.
Традиционно на сезон предприятие приглашает около 200 помощников, плюс местные — их обычно примерно вдвое меньше.
«Местных, которые постоянно работают, — восемьдесят человек, из города приходят порядка пятнадцати. То есть, соотношение примерно такое: до 100 человек местных и 200 приезжих. В настоящее время у нас работают исключительно граждане России из разных Воронежской области, республики Марий Эл, из Дагестана, Ставропольского края...», — отмечает Пичугина.
При этом, как добавила представитель компании, если до присоединения к России львиная доля «сезонников» приходилась на жителей Украины, теперь это — представители Дагестана.
Чуть больше приезжих помощников будут работать на виноградниках винзавода «Инкерман». Многие из них — также выходцы из северо-кавказской республики.
«Более 200 рабочих. 70% — приезжие. 2-3% из них — граждане Украины. Но в основном приезжают из Дагестана», — рассказывает владелец предприятия Валерий Захарьин. Иностранное гражданство соискателя на временную вакансию его не смущает, «если улажены все формальности с миграционной службой».
Самый многочисленный временный штат у старейшего в Крыму винодельческого предприятия — «Массандры». Но, как говорят, «есть нюансы».
«У предприятия виноградники от Ливадии до Судака. Конечно, мы испытываем потребность в людях, но именно в сработанных бригадах от 5 человек и больше. И за несколько лет они у нас появились. Это те, кто постоянно приезжает к нам на сезон. География обширна — Новокузнецк, Удмуртия, Ставрополь, Дагестан, Кемерово, Ростов, Ханты-Мансийск, Саратов, Воронеж, Калининград, Краснодар, Москва, Тюмень, Приморский край, Адыгея, Забайкалье, Нижний Новгород, Челябинск. Люди уже знают задачи, умеют слаженно и эффективно работать вместе. У нас около 600 постоянных работников. Еще столько же мы приглашаем с конца августа по октябрь включительно », — говорят на предприятии.
Желающим поработать на сборе урожая обещают официальное трудоустройство, проживание в общежитии предприятия и питание. Зарплата, как правило, сдельная, но не менее 25 тысяч рублей в месяц, что для многих регионов совсем неплохо.
Правда, и условия работы непростые: подъем в 4 утра — а на поле надо быть не позже 6 утра, заранее предупреждают работодатели.
По общему мнению виноделов, последний пункт отпугивает местные кадры, поэтому о конкуренции с приезжими речи не идет.
«Конкуренцию местным кадрам не создают, а являются „спасением“ для жизнедеятельности отрасли. К сожалению, жители Крыма и Севастополя не хотят идти на такие тяжелые работы», — отмечает Пичугина.
«Нет, (конкуренции) не создают. Людей не хватает, особенно в период сбора урожая», — добавляет Захарьин.
А вот жителей материка трудности, похоже, не смущают.
«На полный срок приезжают многие. Сезон уборки может длиться и два месяца, но в среднем они отрабатывают не меньше 45 дней», — сообщают в «Золотой Балке».
При этом нет такого, чтобы ехали люди одного поколения: среди «сезонников», говорят работодатели, есть люди пенсионного (60 лет) и предпенсионного (50 лет) возраста, есть молодые (30-40 лет), приезжают даже студенческие отряды.
Туристический бизнес
Не менее востребованы сезонные работники с материка в туристическом бизнесе полуострова. По словам председателя Ассоциации малых отелей Крыма Натальи Пархоменко, более 65% персонала в гостиницах и отелях — люди из материковой части страны, а также из Донецкой республики. Причина «засилья варягов» в турсфере — та же, что и у виноделов.
«Эта история тянется еще со „старорежимных“ времен. Наши, крымские, к моему большому сожалению, очень неохотно работают, а поэтому и не выдерживают конкуренции. Приезжие работники — реальное спасение», — признается эксперт.
По ее данным, самые «горячие» вакансии — горничная, официант, повар, посудомойка, техник.
«Зарплата начинается от 20 тысяч рублей. Но все зависит от объема работ и смен», — подчеркивает Пархоменко.
Сезонная помощь из СНГ
Крымский летний рынок труда осваивают и граждане из Средней Азии. 51-летняя администратор мини-отеля в Севастополе Наталья приехала из Казахстана. По ее словам, основным аргументом в пользу сезонной работы в Крыму стал не размер гонорара, а желание совместить приятное с полезным.
«Впервые побывала в Крыму в прошлом году. Мне очень понравился климат, и в этот раз я решила приехать поработать на сезон», — делится женщина.
По ее словам, гражданам Казахстана очень сложно найти работу: «не хотят брать людей с „голубым паспортом“ — даже если устраивает все: и образование, и опыт работы и есть регистрация временного проживания».
Зарплата хорошая, говорит она, но разница цен в Казахстане и в Севастополе ощущается очень сильно.
«Уровень жизни в Казахстане выше, чем в Крыму, а цены ниже. Я вот пошла в магазин, купила 200 граммов печенья, порцию мороженого и еще по мелочи и заплатила 900 рублей. На эти деньги дома я могла бы купить кусок мяса, овощи и фрукты, оплатить коммуналку за месяц и еще бы осталось», — признается наша собеседница.
Тем не менее, Наталья собирается вернуться на покоривший ее полуостров в следующем году — с «рабочими целями».
Сезонники в тени
Таких, как Наталья, пересекающих российскую границу, чтобы официально поработать в Крыму, с начала лета насчитали уже 1494 человека — такие данные приводит региональное МВД.
Однако есть и те, кто предпочитает не рассказывать об истинной цели въезда на территории полуострова.
С 1 июня по 25 июля правоохранители задержали уже 74 нелегальных трудовых мигрантов. Для сравнения, за прошлый турсезон (с 1 июня по 15 сентября) было зафиксировано 126 случаев нарушения трудового законодательства.