Вода в Восточный Крым: две нити жизни
Первая из них — строительство непосредственно трех новых водозаборов на открытых еще в советское время месторождениях — стартовала в декабре 2014 года и была окончена в середине 2016-го. Тогда по заказу и под контролем минприроды Крыма подрядчик пробурил по 12 скважин глубиной от 110 до 160 м на Нежинском, Просторненском и Новогригорьевском водозаборах, на каждом построил резервуары чистой воды и соорудил «коробки» будущих насосных станций на них. Параллельно военные инженеры проложили свои 150-миллиметровые трубы от водозаборов к Северо-Крымскому каналу. Запуск этой временной схемы с 2015 года позволил сбрасывать в канал ежесуточно от 70 до 135 тысяч кубометров воды.
Второй условной частью проекта — собственно, строительством тракта водоподачи по Федеральной целевой программе развития Крыма и Севастополя — занимается АО «Объединенная энергостроительная корпорация» (ОЭК). Привлечение столь крупной компании, имеющей в портфеле восстановление Саяно-Шушенской ГЭС и строительство Нововоронежской АЭС, является насущной необходимостью, речь ведь идет о Крыме и решении его самой большой, буквально — жизненно важной проблемы.
В целом проект включает прокладку трассы водовода протяженностью 65 км от водозаборов к первой насосной станции (эта часть контракта стоимостью чуть менее 5,2 млрд рублей уже закрыта) и 153,5 км водовода до Феодосии и Керчи, а также строительство пяти насосных.
С Просторненского водозабора вода по двум ниткам полиэтиленовой трубы диаметром 800 мм и протяженностью 10,3 км поступает на Нежинский водозабор. Отсюда она уже фактически с двух водозаборов по двум ниткам трубы из высокопрочного чугуна с шаровидным графитом (ВЧШГ) диаметром 900 мм доводится до первой сбросной камеры в Северо-Крымский канал южнее села Зоркино, где дамбой пришлось ограничить разлив воды на север по каналу. Далее труба доведена до насосной станции № 1 в селе Октябрьское Советского района. Длина всей трассы из чугунной трубы на этом участке составила почти 25,7 км. К этой же станции подведены две нитки полиэтиленовой трубы диаметром 630 мм и протяженностью 29 км с самого маломощного — Новогригорьевского — водозабора. С него вода по пути на пока еще не работающую насосную тоже сбрасывается в канал.
Стоит учесть, что водовод выполняется в две нитки из труб разного типа и диаметра в зависимости от проекта. От самого очевидного для обывателя — укладки трубы прямо по дну канала — отказались сразу, ведь он навсегда «похоронил» бы канал, который десятилетиями снабжал водой Крым и, не исключено, в будущем возродится. Кроме того, проектных объемов по перекачке воды достаточно для питьевых нужд, а вот система орошения, построенная еще в СССР, без канала функционировать не сможет. Даже минимальное наполнение из естественных источников тоже оставляет надежду аграриям.
Уже сейчас система водоподачи выглядит монументальной, но на деле оказывается все еще временной. Подрядчик полностью выполнил первый из двух этапов — соединил все водозаборы трубами большого диаметра и организовал аварийный сброс в Северо-Крымский канал в объеме около 135 тысяч кубометров ежесуточно. Этой водой сейчас могут пользоваться все потребители восточнее пгт Советский с одной оговоркой — исключительно для нужд снабжения питьевой водой.
Для сброса добываемой воды даже не требуется обустройство насосной станции, поэтому трубы и пустили в обход нее. Сегодня воды в канале достаточно для стабильного водоснабжения как минимум Феодосии. С Керчью все немного сложнее из-за большого расстояния и огромных водопотерь в канале на территории Ленинского района — еще в украинские времена здесь в землю уходило до 70% воды.
Из двух вариантов трассировки — вдоль канала или вдоль железной дороги — выбрали первый как более правильный с экономической точки зрения
Мероприятия по строительству новой системы реализуются одновременно. Наименее затратная часть — завершение строительства Нежинского, Просторненского и Новогригорьевского водозаборов за 1,23 млрд рублей. Директор филиала «ОЭК-ГТ» Марк Луньков рассказал, что здесь уже установлены в проектное положение насосы второго подъема от одного из крупнейших мировых производителей — компании Grundfos (Дания), в ближайшее время ожидается поставка запорно-регулирующей арматуры для установки в камеры смешения. Выполнена фундаментная плита под гидролизную камеру, где в воду будет добавляться гипохлорид натрия. Работы здесь идут без какой-либо спешки, потому что достройка водозаборов без самой линейной части — многокилометрового водовода — не имеет прикладного смысла.
А вот строительство водовода ведется поистине гигантскими темпами. Служба государственного строительного надзора Крыма выдала разрешение http://www.c-inform.info/news/id/70649 на строительство второй очереди водовода в Феодосию и Керчь в октябре 2018 года, Главгосэкспертиза по первому и второму участкам (от насосной № 1 до насосной № 2 в районе Владиславовки и от нее до Феодосии) прошла во второй половине ноября 2018 года. И за восемь месяцев ОЭК выполнила около 40% этого отрезка.
«Второй участок построен более чем на 50% — в этом году он будет досрочно закончен. Первый участок выполнен по укладке трубопровода примерно на 35%, но здесь еще три насосные станции, к строительству которых мы приступили. Это самая большая и сложная НС-2 в селе Владиславовка и промежуточные по дистанции НС-1 в селе Октябрьское и НС-1А в селе Ореховка. Они нужны для поддержания напора на протяженном трубопроводе. В график мы впишемся, но в этом году первый участок сдать не успеем, да и по контракту от нас этого не требуется», — сообщил Марк Луньков.Проект предусматривает подачу потребителям 195 тысяч кубометров воды в сутки: 106 тысяч в Феодосию, 89 тысяч — в Керчь. Разделение потоков будет идти на насосной станции № 2 в районе Владиславовки: полиэтиленовая труба протяженностью 12 км уйдет на Феодосию, а чугунная длиной 93,5 км — на Керчь. От нее также планируется ответвление на районный центр — поселок Ленино, которым сможет воспользоваться и город Щелкино.
На укладке водовода задействовано 58 единиц техники (бульдозеры, экскаваторы, длинномеры, самосвалы, погрузчики) и 258 человек персонала. Месячный план по укладке — порядка 10 км чугунной трубы и 2,4 км полиэтиленовой. По обеим компания идет с небольшим опережением графика.
«По чугунной трубе фактически по монтажу надо делать 300 м в сутки, но при наличии трубы мы можем укладывать 500 м и при наборе темпа разогнаться до 700 м. Есть фактор поставки труб от российского монополиста, поэтому сейчас мы уже начали привозить трубы от второго источника — из Китая. Проведенная экспертиза труб липецкого завода „Свободный Сокол“ и китайских показала, что они ничем не отличаются, обе хорошего качества. Второй поставщик требуется еще и потому, что при реализации участка по Керченскому полуострову липецкий завод просто не справится с необходимыми объемами», — отметил директор крымского филиала ОЭК.Прораб участка строительства водовода Денис Попов:
В данный момент производится строительство тракта водоподачи до города Феодосии, этап 2. Ведется монтаж водовода — чугунной трубы диаметром 1000 мм. В месяц монтируем от 10 до 15 км. Работа ведется в несколько захваток, последовательно ведутся земляные работы — снятие плодородного слоя и копка траншеи. На моем участке задействовано 15 единиц техники и 50-60 сотрудников. Работа ведется круглосуточно, в две смены.
Труба монтируется двумя экскаваторами и звеном из 6-7 человек. Труба подается в траншею, где вталкивается в уже установленный трубопровод. Стык TYTON (Тайтон) выдерживает очень высокое давление. В раструбе стоит резиновый манжет, а промазка требуется для того, чтобы сухим металлом не задеть трубу.
Вместе с укладкой трубы в траншею через каждые километр-полтора строятся камеры переключения — либо с мокрыми колодцами для спуска воды, либо с вантузами для выпуска воздуха. Они обеспечат возможность при необходимости оперативно перекрывать воду.
Использование разных — чугунных и полиэтиленовых труб — строители объясняют экономикой. Чугунная труба дороже, но выдерживает более высокое давление, поэтому из нее делается основная магистраль. Например, на участке от Октябрьского до Владиславовки весь проектный объем воды — 195 тыс кубометров в сутки — идет по двум чугунным трубам в метр диаметром. Соответственно, в трубе будет почти вдвое большее давление, чем на участках от Владиславовки в каждом из конечных направлений. Поэтому далее на Феодосию прокладывают полиэтилен, а на Керчь — чугун меньшего диаметра.
К слову, проект третьего участка по Керченскому полуострову только прошел техническую экспертизу, еще несколько месяцев потребуется на сметную. Учитывая это, подрядчик рационально распределил имеющиеся ресурсы.
«К третьему участку — 93 км до Керчи — планируем приступить после того, как сметная часть пройдет повторную экспертизу, ориентировочно это произойдет через три месяца. Потребуются изыскательские работы — разминирование, археологические раскопки, вырубка лесонасаждений с компенсацией. Это время мы используем для ударной работы на первых двух участках. После их досрочной сдачи мы перебросим весь персонал и технику на третий участок. Месячный объем вырастет до 20 км чугунной трубы, потребуется несколько поставщиков, но если третий участок начать в текущем году, то двух лет хватит на достройку, и мы выполним контракт в установленные сроки», — подчеркивает Марк Луньков.В ежедневной работе строители серьезных проблем не испытывают. Заказчик активно взаимодействует с хозяевами земельных участков, которые требуется изъять под укладку трубы, никаких срывов пока не было. С финансированием проблем также нет — оплата производится в течение 7-10 дней после предоставления подтверждающих документов. Сам подрядчик свои финансовые обязательства выполняет — оплатил около 10 млн рублей компенсации за вырубку насаждений на двух участках, еще около 40 млн рублей заплатит за самый протяженный третий.
Несмотря на небольшие задержки с прохождением экспертиз, нет никаких сомнений в реализации этого стратегического проекта. Скорее всего, уже в 2020 году очищенная вода по трубе придет в Феодосию, а еще через год — в Керчь. Более того, уже предметно говорят еще об одном проекте — водоснабжении Судака через водовод от Феодосии. И мы станем свидетелями решения еще одной серьезной проблемы Крыма, что наверняка войдет в его историю.