Количество пассажирских грузов в аэропорту Симферополя в пик турсезона выросло втрое
Аэропорт Симферополя стал первым аэровокзальным комплексом в России, где установлена отечественная система обработки багажа.Она полностью спроектирована и построена российской компанией из российских компонентов. Как отметили специалисты, в границах современной России такая задача решается впервые — в советские годы производство багажных систем было налажено в Прибалтике.
«Первая отечественная система обработки багажа, запущенная весной 2018 года в международном аэропорту Симферополь, доказала свою эффективность и начала устанавливаться в других аэровокзалах России. Единственный российский производитель таких систем уже смонтировал комплексы обработки багажа или их элементы в аэропортах Анапы, Надыма и Минеральных Вод», — сообщили в пресс-службе аэропорта.Багажную систему собирает предприятие, расположенное в подмосковной Балашихе, из компонентов, доставляемых из Волгограда, Набережных Челнов и других российских городов. В симферопольском аэропорту ее начали монтировать в конце 2017 года, закончили — весной 2018 года, незадолго до открытия аэропорта.
От пассажира к самолету
Обработка багажа начинается со стоек регистрации. В симферопольском аэропорту их 55, они разделены на два «островка». Во время регистрации на рейс, становится понятно — возможно ли багаж пассажира пронести с собой на борт, или придется сдавать его в грузовой отсек. Габаритный груз — все, что вписывается в 90 сантиметров — попадает на транспортный конвейер и уезжает в зал обработки.
Негабаритный багаж — детские коляски, самокаты, большие чемоданы — попадает в зал обработки другим путем, через специальную автоматизированную стойку. Аэропорт Симферополя один из немногих, где отправка таких грузов осуществляется пассажирами самостоятельно: достаточно положить свой багаж и нажать кнопку, чтобы тот отправился по назначению.
Безопасность — первостепенная задача для всех служб аэропорта. Поэтому и пассажиров, и багаж досматривают несколько раз. Отъехав от стойки регистрации, багаж направляется на досмотр.
«Он проходит ряд проверок: просматривают через интерскоп, грубо говоря, как на рентгене. Если у службы авиационной безопасности какие-то вопросы возникают, они подозрительные предметы отправляют на повторный досмотр. Затем багаж поступает на карусель комплектации, где группа обработки багажа готовит их к отправке на рейс», — рассказал Крыминформу директор по взаимодействию с органами власти и связями с общественностью аэропорта Игорь Лаптев.Зал обработки багажа — огромная комната, в которой размещены четыре круговых конвейера — так называемые багажные карусели. Между ними крест-накрест идут дороги, по которым передвигаются компактные электрические тягачи, перевозящие тележки либо контейнеры с чемоданами (в зависимости от типа самолета).
Каждая багажная карусель подключена к одной стороне «островка» со стойками регистрации в фойе терминала. Общая протяженность ленты — 2 километра, что позволяет ей обрабатывать свыше 4 тысяч единиц багажа в час и одновременно обслуживать до 25 рейсов. С ленты багаж попадает в тележки или транспортные контейнеры, которые тягачи и доставляют к борту.
Определить, какой чемодан поедет к самолету сотрудникам аэропорта помогают бирки, прикрепляемые на стойке регистрации к багажу. На них указаны данные о пассажире, номер и направление рейса.
После обработки багажа и доставки его к самолету, сотрудники аэропорта загружают его на борт. Опять же, в зависимости от типа самолета, чемоданы складывают в грузовой отсек напрямую — их переносят с тележки, либо с помощью специального устройства, которое заталкивает контейнеры на борт.
От самолета к пассажиру
Багаж с прилетевшего рейса обрабатывается в обратном порядке — спускается с самолета, погружается на автопоезд и доставляется к багажной карусели, направляющей груз на выдачу в зале аэровокзала.
«В основном полная разгрузка багажа происходит в течение 25 минут после прибытия самолета на перрон. Но бывают исключения, если прибывает „Боинг-747“, в котором около 500 пассажиров, то норматив для последнего выданного багажа — 35 минут. При этом получать багаж пассажиры все равно начинают не позже, чем через 15 минут после прибытия самолета», — рассказал Лаптев.Бывают случаи, когда багаж вместе с пассажиром не прилетел, а догоняет его следующим рейсом.
«В основном, такое случается с трансфертным багажом. Наша страна — большая: в Иркутске снег идет, а в Москве жара. Где-то какая-то задержка, стыковка меньше двух часов — пассажиры летят, а багаж доставить на самолет не выходит, поэтому его высылают ближайшим рейсом. На прямых рейсах багаж задерживается в случае, если пассажир прибывает поздно и садится на рейс в последние минуты, когда багаж уже физически не успеет пройти всю обработку и не может быть вовремя доставлен к самолету», — рассказал Крыминформу руководитель отдела розыска багажа Андрей Пакета.Если пассажир не обнаружил свой багаж во время выдачи, стоит сразу обратиться на стойку поиска. Но стоит помнить — он потерялся в аэропорту вылета, а не прилета, и точно не по вине людей, сидящих за стойкой. Они терпеливо выслушают ваши претензии и подскажут порядок действий, но вся ответственность за перевозку и пассажиров, и грузов лежит на авиакомпании.
Чаще всего установить местонахождение пропавшего багажа удается быстро, чемоданы доставляются владельцу в сжатые сроки — буквально следующим самолетом. Даже если рейсы из какого-то города осуществляются редко авиакомпания старается перевезти груз через столицу, чтобы сократить время ожидания.
Бывает, что во время перемещения багажа по конвейеру с него срывается бирка. Процедура поиска усложняется — чемодан вскрывается, ведется опись вещей, данные вносятся в базу. Аэропорт, который ищет пропажу, запрашивает информацию, связывается с пассажиром, который по описи опознает свои вещи. Затем уже груз отправляют ближайшим рейсом. В этом случае задержка с получением багажа составляет от двух дней. Находиться все это время рядом с аэропортом не нужно — авиакомпания доставит его к месту вашего пребывания, даже если это в сотне километров от Симферополя.
По нормативу, допустима пропажа 1 единицы груза на 1 тысячу отправленного. В аэропорту Симферополя этот показатель — 1 на 10 тысяч. Поэтому сотрудникам отдела розыска багажа приходится в достаточно нервной обстановке устранять последствия чужих ошибок.
За год с момента сдачи в эксплуатацию, первая отечественная система обработки багажа доказала свою эффективность: работала без сбоев даже в пик сезона с его огромным количеством обслуживаемых рейсов. Планируется, что в ближайшее время эта система появится в аэропортах Южно-Сахалинска, Набережных Челнов и ряде других городов.