«Отважный»: 45 лет черной странице Черноморского флота
Изображения
Описание
30 августа 1974 года — печальная страница в истории Черноморского флота. В этот день в 23 милях от Севастополя в результате внештатного запуска маршевого двигателя зенитной ракеты начался пожар на большом противолодочном корабле (БПК) «Отважный». Более четырех часов корабли и суда Черноморского флота боролись за БПК, но спасти его не удалось.
Корабль унес жизни 24 моряков, среди них пятеро курсантов.
В момент взрыва все они были на боевых постах и погибли моментально, за исключением одного матроса, который пытался вылезти из узкого иллюминатора. Его тело неоднократно видели подводники и спасатели, которые осматривали корабль уже на грунте.
Был ли у «Отважного» шанс на спасение и почему командование ВМФ приняло решение подорвать затонувший корабль, выяснял корреспондент РИА Новости Крым спустя 45 лет со дня трагедии.
«Образовалась пробоина длиной 11 метров»
В этот день «Отважный» вышел в море для участия в ракетных стрельбах малых противолодочных кораблей проекта 1124. Как только корабль прибыл в район учений, на нем была сыграна боевая тревога, а примерно через 5-7 минут корабль потрясла серия сильных взрывов в кормовом ракетном погребе № 8.
Причины происшествия описаны в книге «В боевом строю флота», посвященной ЭПРОНу (Экспедиции подводных работ особого назначения).
«Работающий маршевый двигатель ракеты В-601 воспламенил стартовый двигатель; ракета под действием тяги двигателей сошла с направляющего барабана, подожгла носовую переборку погреба и часть палубы. Повышение температуры и давления инициировало срабатывание твердотопливных двигателей других ракет. Палуба 8 погреба была разрушена», — пишет в книге «Судьба БПК «Отважный» известный специалист спасательного дела Элиазар Лейбович.
По словам старпома «Отважного» Виктора Балашева, взрыв был настолько мощным, что корабль водоизмещением более 3,5 тыс тонн швырнуло словно щепку.
«Количество боезапаса в погребе измеряется тоннами. Корабль кинуло вперед, после взрыва в правом борту образовалась пробоина длиной 11 метров и шириной 1,5-1,8 метра. Корабль принял сразу 1,5 тыс тонн воды. Стартовую установку (ракет) весом примерно 50 тонн закинуло на кормовые трубы. Сразу погибло 24 матроса (включая пятерых курсантов)», — рассказывает он РИА Новости Крым.
Начало катастрофы видел заведующий погребом мичман Шупортяк. В книге сказано, что он выбежал из погреба, не включив систему орошения, никому о случившемся не доложил и более двух часов скрывался на корабле.
Балашев считает поступок мичмана недостойным, но при этом уверен, что система орошениям никак бы не повлияла на пожар — «это как лесной пожар бутылкой минеральной воды тушить».
Спасательная операция
«На командном пункте флота есть пост руководства аварийно-спасательными работами. В тот момент я был заместителем командира этого поста. Доклады с „Отважного“ поступали сразу после инцидента, но были очень противоречивые, обстановка на корабле в первое время была не очень понятная. Надо было разобраться, какие повреждения получил корабль. Мое место было на командном пункте флота, а спасательными работами должен руководить дежурный командир спасательного отряда, но из-за путаницы я предложил руководству убыть к месту аварии», — рассказал РИА Новости Крым капитан первого ранга в отставке Александр Жбанов.
Жбанову выделили дежурный ракетный катер, и он направился к месту аварии.
«Кораблям с боезапасом к борту „Отважного“ подходить запретили — на БПК продолжались взрывы. К его правому борту было ошвартовано противопожарное судно ПЖС-123. В акватории увидел шлюпку, попросил командира ракетного катера подойти к ней поближе. Волнение на море было примерно четыре бала, и шлюпка не могла подойти к катеру. Тогда я разбежался по палубе и прыгнул в море, меня подобрали и доставили на ПЖС-123», — вспоминает спасатель.
«Вода испарялась, не доходя до очага»
Все время с момента первых взрывов на корабле шла борьба за жизнь. При этом БПК буксировали к мелким глубинам вначале эсминец «Сознательный», затем БПК «Бедовый».
«С огнем боролись в кормовом машинном отделении. Оттуда выскакивали матросы, чтобы вдохнуть глоток свежего воздуха. Офицеры кричали — «воду давай! пену давай!», — делится воспоминаниями с РИА Новости Крым Виталий Юрганов, который в то время был командиром дежурного спасательного отряда ЧФ и боролся за живучесть «Отважного» на спасательном буксире СБ-15.
Спасением корабля занимался как личный состав БПК, так и аварийные партии с других кораблей — в операции было задействовано около 15 боевых и вспомогательных судов ЧФ, самолеты и вертолеты.
«Людей хватало, а возможностей техники — нет. ПЖС—123 пытался своей мощной водяной пушкой задавить пламя, но огонь был настолько мощным, что вода испарялась, не доходя до очага», — говорит Юрганов.
Примерно через четыре часа с начала пожара огонь достиг кормы. В 14.47 произошел мощный взрыв в погребе № 10 — детонировали авиационные глубинные бомбы и керосин. Корабль начал оседать на корму и крениться на правый борт. Командование приказало морякам покинуть судно.
«Все время борьбы за живучесть корабля экипаж вел себя образцово. Не было паники, суеты, все четко выполняли приказы и задачи. Когда была дана команда покинуть судно, матросы организованно стали прыгать в воду. Последним „Отважный“ покинул его командир Иван Винник», — сказал Жбанов.
«Флот сделал не все, чтобы его спасти»
Еще долгое время специалисты спорили о том, можно ли было спасти БПК «Отважный».
«Встречаясь с участниками этой эпопеи, мы рассуждали, можно ли было предотвратить взрыв боезапаса в корме. Этого делать было нельзя: затапливая боеприпасы в этом отсеке, мы бы достигли такого же результата, как при взрыве — корабль пошел бы ко дну», — уверен Жбанов.
По итогам спасательной операции он наряду с другими участниками спасения корабля получил строгий выговор от главкома.
«Формулировка была — «за недостаточную инициативу». Не очень обидно, но это делает меня причастным к гибели «Отважного», — говорит он и добавляет, что Сергей Горшков, который был тогда Главнокомандующим ВМФ, сказал о гибели «Отважного так: «У корабля был переломан киль — сохранить его было трудно, но Черноморский флот сделал не все, чтобы его спасти».
На момент аварии БПК «Отважный» был современным мощным кораблем ЧФ, который унес с собой на дно оружие и секретное оборудование. Это стало одной из причин подрыва затонувшего корабля.
«Секретную аппаратуру на палубе мы частично обрезали и подняли, шифровальную машинку не нашли. Существовал риск, что к кораблю начнут подходить диверсионные средства. Поэтому было принято решение подорвать корабль», — отметил Жбанов.
Содрогнулись земля и вода
Первые погружения к «Отважному» были проведены сразу после его гибели.
«Картина на грунте была нереальной. Перед нами лежал огромный красивый корабль в свежей краске, готовый к морскому походу. В одном из иллюминаторов виднелось наполовину высунутое тело погибшего матроса. Когда мы погружались к кораблю через некоторое время, то в иллюминаторе уже был виден скелет — его объели морские обитатели», — сказал РИА Новости Крым командир сверхмалой подводной лодки АС-10 Юрий Карелин, который обследовал БПК под водой.
Рассказывая о самом подрыве, Жбанов добавил, что на «Отважном» оставались ракеты, глубинные бомбы, торпеды, артиллерийские снаряды — всего 15 тонн взрывчатки.
«Если бы у нас была возможность толовые шашки укладывать непосредственно на боезапас, тогда можно было обойтись 1-2 тоннами боезапаса. Но поскольку расстояние до боезапаса было значительным, НИИ рассчитали, что для подрыва корабля потребуется 115 тонн взрывчатки», — подчеркнул офицер.
23 декабря 1977 года в 10.32 в месте гибели «Отважного» содрогнулись вода и земля.
«Вдоль всего корабля поднялась стена воды, выше которой вырвалось пламя. Никогда бы не подумал, что с глубины 127 метров пламя прорвется до поверхности. Когда я спустился на дно, чтобы посмотреть, как прореагировал боезапас, вместо красавца корабля увидел бесформенную груду металлолома. Весь металл был красного оттенка. Боезапас сработал безукоризненно», — сказал руководитель подрыва корабля.
Вот уже 45 лет в конце августа моряки «Отважного» приходят на севастопольское кладбище «Коммунаров», где установлен монумент в память о погибших в 1974 году моряках БПК, чтобы вспомнить ушедших товарищей.