Феотудэй

Споры вокруг Херсонеса: митрополит Тихон высказался о развитии музея

Процесс возрождения уникального древнего городища начался после возвращения города в состав РФ. При поддержке президента и правительства были выделены значительные средства на благоустройство и реконструкцию древних памятников, запущен процесс передачи заповеднику прилегающих земельных участков, которые находятся у Минобороны. Но восстановление музея нравится не всем. Ряд бывших сотрудников и общественники критикуют действия.

В чем виноваты деревянные настилы

Особенность Севастополя — высокая плотность общественников. Любая инициатива властей подвергается критике и детальному разбору во время публичных обсуждений, в соцсетях и на других интернет-площадках.

«Я недоволен тем, что „Херсонес“ перепрофилировали из научной деятельности в предприятие по культурно-массовым мероприятиям. Вопреки различным законам, вопреки уставу музея-заповедника, реставрационным хартиям, аутентичный вид памятника портится современными конструкциями. На его территориях проводятся различные шоу и концерты. Это не то, чем нужно заниматься на территории музея-заповедника», — сказал журналистам бывший сотрудник «Херсонеса», реставратор первой категории памятников каменного зодчества Анатолий Туманов, который встретил митрополита Тихона с плакатом «SOS Спасите Херсонес».

По его словам, на территории заповедника разрушаются памятники и не проводятся реставрационные работы.

К конструктивной критике со стороны общественников митрополит Тихон относится положительно. «К любой критике мы относимся с благодарностью. Нам есть что совершенствовать, есть что исправить», — подчеркнул он.

Но некоторые претензии оппонентов ему непонятны. Например, почему возмущение вызвали деревянные настилы, которые проложены между древними стенами и строениями, а также современные экраны-планшеты, на которых изложена информация об истории Херсонеса.

Шоу, экраны и Эрмитаж

«Эти настилы были рекомендованы институтом археологии РАН и Госэрмитажем. Эта практика — всемирная. Существует антропогенная нагрузка, от которой необходимо защищать памятник. Что здесь может не нравиться? Тем более мы получаем большее количество писем с благодарностью от инвалидов, которые раньше не могли сюда прийти. Тачскрины (информационные экраны — ред.) — это повсеместная практика, чтобы посетители могли сами узнавать, что это за памятник, какие-то подробности. Меня не устраивает их аляповатая расцветка, но это дело поправимое», — подчеркнул митрополит Тихон.

Примечательно, что сразу после заявления митрополита оранжевые наклейки с экранов стали снимать.

Проведение концертов на территории «Херсонеса Таврического» (Опера в Херсонесе, спектакль «Грифон»), говорят деятели культуры и митрополит Тихон, — это также мировая практика.

«Во многих Античных музеях — Римский форум, Акрополь, Троя, Микены — мы видим создание дорожной сети, информационные стенды и другие примеры музеефикации, даже проведение концертов, спектаклей в древних амфитеатрах», — добавил управляющий директор Фонда гуманитарных проектов Иван Есин. По его словам, все работы на территории Херсонеса проводятся с привлечением лучших экспертов, общественными обсуждениями и обязательной государственной историко-культурной экспертизой.

Эксперт не упомянул, однако стоит добавить, что знаменитые концертные мероприятия в Вероне, на которые съезжаются ценители оперы со всего мира, также проходят не в современном концертном зале, а на древней арене.

«Нельзя оставаться на уровне XIX века»

Митрополит Тихон подчеркивает: критики работ в Херсонесе «воюют» с музеем с помощью петиций в интернете, не предлагая своего видения развития заповедника.

«К сожалению, эта группа из нескольких человек, они не прислали свои предложения в музей. Петиция (с требованием прекратить уничтожение Херсонеса) была опубликована на интернет-порталах. Хотелось бы не просто слышать слова, что „все ужасно, ничего не делается, все разрушается“, а какие-то конкретные предложения», — отметил он.

Известный историк-византинист, академик РАН Сергей Карпов объяснил недовольство общественников работами в Херсонесе устаревшими подходами к музейному делу.

«Существуют разные концепции отношения к памятнику, но мы должны всегда ориентироваться на новые международные стандарты, которые создаются и уже опробованы в той же Италии, Греции, других странах. Нельзя оставаться на уровне XIX века. Есть люди, у которых сознание достаточно архаично само по себе, они привыкли к определенному модулю, утвердились в нем. Но есть и более прогрессивные методики, которым надо следовать. При этом с соответствующей экспертизой, очень бережно и внимательно относясь к каждому памятнику», — заключил он.

Директор музея-заповедника Елена Морозова подчеркнула, что развитие музея будет продолжаться. В ближайшей перспективе — реставрация трех памятников.

«В этом году мы запускаем работу над проектом одной из наших доминант — сигнального колокола со смотровой площадкой. В следующем это будет подземный храм и баптистерий, над которым возведена ротонда. Кроме того, министерство культуры выделило деньги на мониторинг береговой линии. С 2020 года мы начинаем эту работу — будем смотреть, как ведет себя берег во времени, и какие работы необходимо проводить», — заявила она.

И да, продолжается работа по благоустройству городища — установке настилов и информационных боксов. Чтобы больше людей смогло увидеть драгоценности Крыма.