С хроническим недостроем решено покончить
Денег много — толку мало
По данным Счётной палаты, на 1 октября текущего года кассовое исполнение Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) составило 38 процентов, в прошлом году за тот же период она была выполнена на 44 процента. Такая картина наблюдается из года в год, что подразумевает наличие системных причин, мешающих выполнению программы, а также конкретных исполнителей и заказчиков, которые подходят к решению общегосударственных задач, мягко говоря, не совсем ответственно.
И хотя премьер-министр Дмитрий Медведев ещё в марте потребовал выявить таких и наказать, а госзаказчикам строек и объектов принять исчерпывающие меры для своевременного ввода в эксплуатацию объектов капстроительства, процесс не ускорился. Воз накопленных за годы проблем размерами ничуть не поубавился, скорее стал массивнее.По словам Андрея Макарова, сегодня из 40 тысяч незавершённых объектов — 12 тысяч недостроев относятся к ФАИП. Глава бюджетного комитета убеждён, что целесообразно не искать виноватых, а задуматься над тем, что в такой ситуации делать.«С тех пор как Президент России в 2015 году дал поручение разобраться с причинами неэффективной реализации ФАИП, ситуация только ухудшается. Итоги десятилетнего эксперимента — сотни миллиардов рублей, закопанных в землю. Может, стоит вернуться к утверждению ФАИП в законе о бюджете?» — предложил депутат.Как пояснил законодатель, такой вывод напрашивается по итогам проведённого им анализа выполнения федеральной программы в предшествующие года, когда деньги на строительство объектов распределялись в рамках закона о бюджете страны. Тогда исполнение программы было близко к 100 процентам.
Строить там, где нужно
Главная проблема неисполнения программы — отсутствие средств у регионов на проектно-сметную документацию, без которой объекты вносятся в ФАИП, после чего деньги федерального бюджета замораживаются и планы не выполняются. К примеру, на 1 октября в рамках программы было освоено 135 миллиардов рублей вместо запланированных 350 миллиардов. Остальные мёртвым грузом лежат без дела, хотя им можно было бы найти более достойное применение.Для исправления ситуации замглавы Счётной палаты Галина Изотова в числе прочих мер предложила изменить нормативно-правовую базу для усиления планирования и реализации программы.
Параллельно стоит решить и другую проблему, о которой регионы уже давно говорят вслух. «Сейчас ФАИП — это не то, что надо построить, а то, подо что есть документация, — уточнил Андрей Макаров. — Поэтому нужно менять идеологию — мы должны строить в первую очередь в тех регионах, где это необходимо, а не там, где есть документация. Федеральная адресная инвестиционная программа сегодня решает огромное количество важных социальных задач, поэтому должна работать не на тех, кто „подсуетился“, а на решение национальных целей». Инициативу Макарова по утверждению адресной инвестпрограммы в законе о бюджете поддержала и председатель Комитета Госдумы по контролю и Регламенту Ольга Савастьянова, заметившая, что системные проблемы с ФАИП повторяются из года в год. «Есть объекты, которые не строятся годами и которые никогда построены не будут», — напомнила она.Ранее «Парламентская газета» сообщала, что Правительство в марте упростило процесс согласования с Минфином изменений, вносимых в правила реализации ФАИП. В частности, правила дополняются пунктом о том, что Минфин будет рассматривать предложения о внесении изменений в программу в течение десяти рабочих дней со дня их поступления. В кабмине рассчитывают, что благодаря поправкам бюджетные средства при реализации ФАИП будут использоваться эффективнее.