Феотудэй

В России будет создан Инвестиционный кодекс

Для роста экономики нужно доверие

О необходимости скорейшей трансформации инвестиционного климата в России и в Госдуме, и на различных экспертных площадках говорят уже давно и прямо, без всяких деликатных замалчиваний — и по части лишних административных барьеров, и по фактам чрезмерной опеки со стороны правоохранительных органов. Всё это мешает развитию экономики, которая даже с учётом запланированных к 2024 году вливаний в объёме 13 триллионов бюджетных рублей не станет прибавлять по три процента в год. Условие возможно выполнить, если привлечь на решение задач частные капиталы масштабами, трёхкратно превышающими госинвестиции.

Но пока их значительно меньше. Нынешняя доля капвложений в ВВП страны составляет всего 21,1 процента, что в 1,5— 2 раза ниже показателя стран, находящихся в активной стадии развития (например, Китай — 44,8 процента, Индонезия — 33,9 процента, Индия — 31 процент в 2015-2017 годах). При этом скорректированные Минэкономразвития темпы экономического роста до конца года должны составить 1,3 процента, что почти в два раза ниже предполагаемых ранее. Да и они вряд ли будут достигнуты: Центробанк и Счётная палата в своих прогнозах единодушно сходятся на том, что показатель составит один процент. Главная проблема привлечения частных капиталов, по словам Вячеслава Володина, — не очень комфортный деловой климат и опасения бизнеса по поводу сохранности своих средств. Действующее законодательство этого гарантировать не может, и поэтому пришла пора поменять правовые механизмы. «Думаю, вы знаете, что до сегодняшнего дня мы руководствуемся законодательством, которое было сформировано ещё в 90-е годы, а ряд законов ещё был принят в советский период. Они не решают тех проблем и задач, которые стоят перед страной. Страна может развиваться, если растёт экономика. Рост экономики недостаточен. Конечно, это нас не может не беспокоить», — подчеркнул председатель палаты.

Володин напомнил, что в стране достаточно возможностей для реализации тех или иных проектов, которые сегодня не могут быть реализованы, «так как нет законодательно определённых, чётких, понятных норм». «Это всё тормозит вложение инвестиций. Мы, со своей стороны, обсуждая законопроект о бюджете, приняли постановление. Надеемся, во втором чтении, что Правительство также нас услышит и уже предложит решение по ряду вопросов, которые, мы считаем, касаются напрямую инвестиционного климата, в первую очередь в регионах», — отметил спикер Госдумы.

Речь идёт о необходимости создания условий для реализации как можно большего числа проектов в области государственно-частного партнёрства (ГЧП). Достичь этого возможно только за счёт тех средств, которые сегодня регионы должны возвращать федеральному бюджету в рамках погашения ранее взятых кредитов. В связи с этим Госдума предложила Минфину делать зачёты тем субъектам, которые будут вкладывать эти средства в инфраструктуру, дороги, воду, газ, электроэнергию. Это позволит создать дополнительные рабочие места и обеспечить начисления в бюджет.

«Поэтому мы увязываем этот разговор в единое целое, потому что считаем, что от решений, которые в этой сфере будут приняты, многое зависит. Если только мы не выйдем на рост экономики свыше трёх процентов, нам будет дальше сложно», — уточнил Володин.

Закон обсудят в регионах

В условиях общей тенденции оттока капиталов с развивающихся рынков все неясности в сфере инвестиций играют явно не на пользу нашей экономике. И здесь не поможет даже снижение кредитных ставок для бизнеса, которые, к слову, за последний год и так серьёзно уменьшились. Если бы бизнес хотел развиваться, он бы воспользовался собственными средствами, которые пока «пылятся» на банковских депозитах. Их объём достаточно велик: по оценкам первого вице-премьера, министра финансов Антона Силуанова, около 30 триллионов рублей.

Привлечь эти средства в экономику — задача не из лёгких, но вполне решаемая, считает глава Минфина. «Деньги у предпринимателей есть — 30 триллионов рублей на счетах лежат и не работают на экономику. Для того чтобы они заработали, необходимы условия и гарантии средств, которые вкладываются в инвестиции, гарантии отдачи от этих инвестиций и возврата этих средств. Законопроект, который мы сегодня рассматриваем, направлен на решение этих задач», — сказал первый зампред кабмина.

По мнению Вячеслава Володина, большинство норм проекта закона должны быть прямого действия. Пока же документ изобилует отсылочными нормами — около 19 подзаконных актов кабмину необходимо будет принять для его реализации. «В этой связи хочется попросить: если мы пойдём этим путём, то в соответствии с регламентами Государственной Думы и Правительства, которые приняли не так давно, мы в обязательном порядке могли бы опубликовать проекты нормативных актов до принятия законопроектов», — подчеркнул председатель палаты.Спикер также отметил, что прежде чем депутаты рассмотрят в Госдуме пакет законопроектов о поощрении инвестиций в первом чтении, инициативы в течение месяца должны пройти обсуждения в регионах совместно с участниками делового, профессионального сообщества. Без мнения субъектов, убеждён Володин, невозможно принимать решения, которые отразятся на каждой территории, тем более что они выступают не просто заинтересованной стороной, а непосредственным участником соглашений в рамках государственно-частного партнёрства.Председатель Госдумы также призвал при доработке данных законопроектов учитывать рентабельность различных отраслей: «При добыче природных ископаемых одна рентабельность, в сельском хозяйстве другая, при стройке третья, в нефтянке четвертая и так далее. Этот факт необходимо учесть и скорректировать наши подходы». По его словам, необходимо сделать всё, чтобы защитить инвестиции и создать условия для бизнеса. "Если мы будем эту задачу решать, то много средств вернётся в страну, у нас в регионы эти средства пойдут, — заявил он. — Нам хотелось бы прийти к первому чтению с подготовленным проектом постановления, в котором мы как раз отразим предложения, которые вместе выявим в ходе обсуждения".Деньги у предпринимателей есть — 30 триллионов рублей на счетах лежат и не работают на экономику. Для того чтобы они заработали, необходимы условия и гарантии средств, которые вкладываются в инвестиции, гарантии отдачи от этих инвестиций и возврата этих средствКроме того, спикер Госдумы предложил создать рабочую группу, в которой депутаты совместно с Минфином проработают поднятые вопросы.

Что предлагает Правительство

Законопроекты предусматривают распространение на граждан и организации, вкладывающих деньги в развитие страны, инвестиционных режимов, обеспечивающих предсказуемость правового регулирования и стабильность условий инвестиционной деятельности, её стимулирование.В частности, общий инвестиционный режим предусматривает отсрочку на два года вступления в силу нормативных правовых актов, ухудшающих условия инвестиционной деятельности. Такой режим не содержит требований по объёмам собственных инвестиций ввиду невозможности администрирования всех организаций, реализующих проекты на территории России.В рамках общего режима допускается господдержка проектов: к примеру, им могут помочь бюджетные субсидии, взносы в капитал, капвложения в инфраструктуру, льготы по налогам, сборам и таможенным платежам.

Специальный режим нужен при реализации новых крупных инвестпроектов. Для лиц, заключивших соглашение о защите и поощрении капиталовложений, гарантируется неизменность условий по налогу на прибыль, имущество, транспортному и земельному налогам, срокам уплаты и порядку возмещения НДС, а также новым налогам на срок от шести до 20 лет. Кроме того, неизменными в течение трёх лет остаются условия технического регулирования, лицензирования, административных процедур в строительстве.Такие льготные условия предлагаются в обмен на реализацию нового инвестпроекта и вложение собственных инвестиций в объёме не менее 250 миллионов рублей — для проектов в сфере здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта. 1,5 миллиарда рублей — для проектов в сфере промышленности, сельского хозяйства и цифровой экономики и пять миллиардов рублей — для проектов в иных сферах экономики.В случае инвестирования десяти миллиардов рублей дополнительно могут быть гарантированы формула расчёта тарифа, вывозные таможенные пошлины — на срок от шести до 20 лет, инвестпрограммы регулируемых организаций, квоты на различные ресурсы, ставки платы по обязательным платежам, за лесные ресурсы — на срок до трёх лет.В случае если Россия является стороной соглашения о защите и поощрении капвложений, участие в нём региона обязательно. При этом государство и субъект Федерации будут самостоятельными сторонами соглашения.Соглашение с регионами допускается, если объём собственных средств, вложенных инвестором в проект, составляет от 200 миллионов до одного миллиарда рублей, а общий объём проекта — от одного до пяти миллиардов рублей. При этом регионы могут устанавливать дополнительные требования к проектам. Для реализации предложенного пакета планируется принять пять правительственных постановлений и внести изменения в два десятка подзаконных акта.Такие соглашения о защите капвложений можно будет заключать вплоть до 2030 года на срок от шести до 20 лет. При нарушении условий контракта одной из сторон другая сможет претендовать на возмещение ущерба. При этом особо оговаривается, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности в нормативной базе, регулирующей инвестиционную деятельность, должны трактоваться в пользу инвесторов.Для реализации предложенного пакета планируется принять пять правительственных постановлений и внести изменения в два десятка подзаконных акта.