Регионы получат доходы от акцизов на бензин
Самая низкая нефтезависимость
Как отметила первый замглавы Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Елена Перминова, одной из особенностей главного финансового документа на будущий год станет максимальная прозрачность межбюджетных трансфертов — впервые все они будут уточнены и распределены до начала года. К достижениям можно отнести рекордно низкую зависимость бюджета РФ от нефтяных доходов — в 2020 году она составит всего 5,8 процента ВВП и, как утверждают в кабмине, сохранится на таком уровне до 2022 года.Расходы госказны вырастут на один триллион рублей — связано это в первую очередь с исполнением нацпроектов. Рекордным в новейшей истории России будет увеличение трат на здравоохранение — плюс 51 процент от объёмов прошлого года. Также впервые федеральная казна планирует выделить 50 миллиардов рублей на модернизацию первичного медицинского звена и сохранять такой уровень поддержки, чтобы до 2024 года потратить на эти цели полтриллиона рублей.
Новый бюджет утверждён с излишками — сенаторы согласились с этим, учитывая, что профицит будет в ближайшие три года уменьшаться (в 2020 году он составит 0,8% ВВП, в 2021 году — 0,5%, в 2022 году — 0,2%). Между тем глава Счётной палаты России Алексей Кудрин выразил беспокойство наращиванием объёма не потраченных средств. Казалось, что антирекорд 2018 года, когда таких денег набралось 880 миллиардов рублей (для сравнения: в 2016 году тот же показатель был меньше в четыре раза), не будет повторен. Однако по итогам текущего года аудиторы ждут неисполнения бюджета в размере одного триллиона рублей. «Надо что-то делать с этой динамикой», — заметил Кудрин.Первый вице-премьер и глава Минфина Антон Силуанов согласился с оценкой Счётной палаты РФ — рост объёмов застывших бюджетных средств он связал, в частности, с увеличением объёмов трат госказны на нацпроекты, а также с усилением контроля казначейства. Раньше, например, можно было перевести остатки нерастраченных средств на счета региональных компаний, — по бумагам средства вроде бы освоены, на практике же просто переползли с одного счёта на другой. Сейчас, заверил Силуанов, это рассматривается как неисполнение бюджета.В связи с этим сенатор Владимир Полетаев задал вопрос главе Минфина: что планируется делать, чтобы исправить ситуацию? «Правительством принято жёсткое решение — все соглашения с регионами, связанные с их поддержкой из федерального бюджета, должны быть заключены до 1 января 2020 года», — сообщил Силуанов.
41 миллиард регионы получат в декабре
Одновременно будут снижаться и доходы бюджета — с 18 процентов ВВП в 2020 году до 17,2 процента ВВП в 2022 году. Сенатор Сергей Мартынов сообщил, что в 2019 году в ряде субъектов РФ бюджеты исполняются с дефицитом: большая доля средств уходит на нацпроекты, из-за чего регионы жертвуют инвестиционными расходами и социальными «мероприятиями» — например, в Марий Эл из-за этого возникли проблемы с выплатой зарплаты бюджетникам.Правительством не выдерживается предельный уровень софинансирования регионов по нацпроектам, заметила, в свою очередь, Валентина Матвиенко. В итоге субъекты РФ должны тратить на их реализацию больше, вынимая деньги из статей по социальным обязательствам перед жителями. Указала она и на то, что до сих пор в бюджете на текущий год «висит» 41 миллиард рублей, предназначенный на сбалансированность бюджетов российских территорий. «Когда планируете отдать деньги регионам?» — спросила она Силуанова.Глава Минфина ответил, что в Правительстве «планировали сделать это до конца ноября». Спикер уточнила: «Значит, мы можем ожидать, что до 1 декабря 2019 года эти деньги будут распределены?» «Мы будем стараться», — продолжил осторожничать Силуанов. «Надо принимать решение, чтобы регионы закрыли свои проблемы, связанные в том числе с выплатой зарплаты бюджетникам», — сказала Матвиенко, давая понять, что палата регионов будет строго контролировать исполнение озвученных сроков.
Самый «социальный» бюджет в истории
Глава Минфина рассказал, что динамика экономического роста в стране положительная — в октябре он оставил 2,2 процента. По словам Силуанова, темпы роста в 2020 году прогнозируются не ниже, чем сейчас, а одна из основ такого положения — рост ненефтегазовых доходов страны, а также увеличение доходов регионов.Одной из главных новаций бюджета-2020 станет выделение почти триллиона рублей из Фонда национального благосостояния на привлечение частных инвестиций в новые проекты в регионах. «Мы достигли размера ФНБ в объёме семи процентов от уровня ВВП и теперь безбоязненно можем направлять деньги на инвестпроекты», — пояснил Силуанов.
Одновременно Правительством будет «включен» в 2020 году более льготный порядок реструктуризации долгов регионов перед госбюджетом — ежегодно можно будет возвращать не более пяти процентов от общей суммы. Но только при условии, что освободившиеся средства будут направляться на приток инвестиций. При этом доходы от таких инвестиций, как пояснил Силуанов, могут «списываться» в качестве покрытия долга региона перед федеральным центром.Спикер Совета Федерации особо подчеркнула, что практически все предложения сенаторов и депутатов были учтены при подготовке федерального бюджета на ближайшую трёхлетку — это касается, в частности, финансирования строительства онкологических центров и поддержки детских театров. Значимой поправкой, на которой настаивали парламентарии и которая была принята кабмином, стало то, что в десяти регионах уровень софинансирования госпрограмм и нацпроектов будет доведён до 99 процентов расходов за счёт федеральной казны. Это касается республик Алтай, Адыгея, Карелия, Калмыкия, Марий Эл, Тыва, Чувашия, Алтайский край, Курганская и Псковская области.А настоящим подарком для регионов в рамках нового трёхлетнего бюджета станет возможность оставлять у себя доходы от акцизов на нефтепродукты и бензин — как подчеркнула Валентина Матвиенко, это в течение ближайших трёх лет принесёт в бюджеты регионов порядка двух триллионов рублей.Спикер Совета Федерации особо подчеркнула, что практически все предложения сенаторов и депутатов были учтены при подготовке федерального бюджета на ближайшую трёхлетку.«Очень сложно при подготовке проекта федерального бюджета свести баланс интересов. Раньше все были наэлектризованы — сейчас интонация обсуждения совсем другая, так как мы вместе работаем над бюджетом с регионами. Могу сказать, что в новейшей истории России я не видела ещё такого социально ориентированного бюджета», — призналась Валентина Матвиенко.