NiannNok
NiannNokрегистрируется
Приветствуем!, 9 минут назад
vmeklaczcah
vmeklaczcahрегистрируется
Приветствуем!, 4 часа назад
Редакция
Редакциядобавляет новость, 7 часов назад
Редакция
MichaelAbunc
MichaelAbuncрегистрируется
Приветствуем!, 12 часов назад
exchangercah
exchangercahрегистрируется
Приветствуем!, 13 часов назад
Shelleycek
Shelleycekрегистрируется
Приветствуем!, 16 часов назад
Редакция
Редакциядобавляет новость, 19 часов назад
Живая лента
Лариса Семенова (газета Победа)

От усадьбы Айвазовского — к музейному кварталу

Картинная галерея им Айвазовского

Феодосия, ул. Галерейная, д. 2

Описание

Небольшая пауза перед началом беседы с директором картинной галереи Айвазовского позволила полюбоваться внутренним двориком усадьбы, который всегда остаётся за кадром.

От усадьбы Айвазовского — к музейному кварталу

День был ясным и тёплым. Ещё на пути в галерею солнечные лучи «зажгли» и без того «горячие» стены феодосийского особняка номер один и подарили ощущение радости. Казалось, из окна приёмной директора до черепичной крыши можно дотянуться рукой. Такой красивой черепицы нигде в Феодосии видеть не доводилось. Уложена идеально, без малейших проблесков глины. А нежный природный цвет напоминает итальянские виллы, прогретые теплом.

Внутренний дворик в доме Айвазовского сохраняет южный колорит. Причудливо переплетённые стволы акации протягивают кудрявые ветки широкой лапе гималайского кедра. А пирамидальные туи вместе со стрельчатыми окнами привносят нотки Востока, что характерно для многих крымских усадеб. Даже серая труба в отдалении смотрится минаретом.

Черепица современная, под старину. С реставраторами долго выбирали цвет, — вспомнила директор галереи Татьяна ГАЙДУК летние противоаварийные работы перед 200-летием Маэстро.

Старая черепица была на глинобитной основе, которая при температурных изменениях вела себя по-разному. Новая положена так, что будет «дышать» и надёжно защищать здание.

— Айвазовский как хозяин легко всем этим распоряжался. Хорошие были времена, — улыбнулась Татьяна Викторовна, мысленно сравнив их с нынешними тендерами и экспертизами.

Тем не менее, удалось сделать самое необходимое — положить черепицу, накрыть защитным колпаком большой выставочный зал, освежить фасад галереи и памятник художнику. Некоторым горожанам не нравится слишком насыщенный цвет стен, но, между прочим, Айвазовский не считал, что цвет дома — нечто присущее ему на века.

— На чёрно-белых фотографиях заметно, что при жизни художника стены имели если не разный цвет, то разные оттенки, а филёнки иногда были белыми, — рассказала Татьяна Викторовна.

Разговор, начатый у окна, постепенно перерос в интервью о проекте концепции развития музея, который сотрудники Государственной Третьяковской галереи представили в Министерстве культуры России. Программа рассчитана на пять лет, до 2022 года. Столичными экспертами амбициозно заявлено, что после завершения проекта Феодосийская картинная галерея Айвазовского должна стать главным музеем Крыма и точкой притяжения туристов.

В концепции предложен план поэтапной реконструкции строений без прекращения приёма посетителей. Историческая усадьба Айвазовского станет музейным кварталом с просторным открытым двором. Постоянную экспозицию сосредоточат в главном здании усадьбы Айвазовского и большом выставочном зале. 

Во дворе вырастет новое трёхэтажное фондохранилище с залом для временных выставок. Вход в музей планируют сделать со двора. В цокольном этаже появятся кафе, библиотека, гардероб и санузлы. В бывших хозяйственных помещениях откроют реставрационные мастерские, образовательный центр, ресторан с видом на море и даже арт-резиденцию.

Проект недавно обнародовали в СМИ, и у феодосийцев появились вопросы, на которые «Победа» попросила ответить директора галереи.

Татьяна Гайдук, директор Феодосийской галереи Айвазовского

— Давайте напомним, кто уполномочил специалистов Третьяковки заниматься феодосийской галереей?
— Во время встречи в Херсонесе с крымскими деятелями науки и культуры в августе этого года президент страны пообещал, что пришлёт музейщиков, которые оценят перспективы развития нашей галереи в условиях Российской Федерации и направит команду специалистов в связи с предстоящим капремонтом. Эти обещания выполнены. 

— Группа сотрудников одного из главных музеев России очень подробно вникла во все детали нашей жизни, подошла к делу комплексно. Их интересовало абсолютно всё — музейные, социальные, коммуникативные вопросы. Между прочим, они подчеркнули, что небольшой профессиональный коллектив ценой огромных усилий хранит коллекцию картин и содержит здание.

В результате музейные профессионалы разработали проект концепции. В нём, помимо капремонтов двух главных зданий галереи, предусмотрено современное фондохранилище. Оно нужно галерее как воздух, поскольку в материковой России условия хранения работ давным-давно соответствуют самым высоким мировым стандартам.

— А в чём мы не соответствуем?
— Мы храним свои картины на стеллажах. Это — прошлый век. В наших фондохранилищах, безусловно, существуют требуемые температурно-влажностный режим и охрана, но картины стоят на стеллаже одна к одной. Неудобно в пользовании, поскольку по виду боковой поверхности рамы не всегда можно понять, что это за работа. Как брать их на выставки, перемещать, изучать, делать сверки? 

— Для живописи такого уровня нужна специальная рейлинговая система хранения. Она требует много места, так как каждая картина хранится в своём пространстве. Это совершенно другие площади и, к тому же, затраты на установку оборудования, модернизированной системы газопожаротушения.

К слову, живописи Айвазовского в фондохранилище нет, все работы выставлены в залах, где условия лучше.

— Судя по схеме, фондохранилище предлагают построить внутри галерейного комплекса, к которому присоединят территорию военного городка.
— Есть два варианта. Один предполагает размещение фондов графики в бывшей квартире Айвазовского, и мы уже купили для этого часть оборудования. Графика должна храниться в несгораемых металлических шкафах, а их недостаточно. Мы докупили шкафы, так как её нужно размещать в них не так плотно. То есть почти готовы к тому, чтобы перенести фонды графики в помещения квартиры художника. У нас прекрасные коллекции графики Айвазовского, Богаевского, Волошина, русских художников XIX-XX веков, немецких и французских авторов XVIII-XIX веков. Есть даже одна из гравюр Дюрера.

— Его гравюрами гордятся крупнейшие европейские музеи. Как, кстати, она попала в Феодосию?
— Думаю, при жизни Барсамова. Двадцатые годы были самыми интересными в формировании фондовых коллекций. Может быть, начало 30-х годов (улыбается). Гравюра — то, что печатается с формы на специальных станках. Определённое количество оттисков считаются первоклассными. И вот один из таких оттисков Дюрера есть у нас в фондах.

— В концепции развития сказано о новом фондохранилище.
— Да, это — второй вариант, наиболее предпочтительный. Тогда квартиру Айвазовского сможем открыть для посещения.

— Разве парадные залы, где сегодня проходят экскурсии, — не его дом?
— В парадной гостиной Айвазовский принимал гостей, а жил в тех помещениях, которые смотрят окнами во двор. Там, где внутренние балкон и веранда. После Айвазовского в квартире жила его вдова. После Великой Отечественной войны там всегда были фондовые помещения. В наше время их отремонтировали вместе со всеми строениями второго этажа, но пусконаладочные работы в системе газопожаротушения не были проведены. 

— Теперь всё зависит от того, какое примут решение. Если отдадут под фондохранилище, переведём туда графику. Если построят новое, будем работать над воссозданием квартиры художника. Может встать вопрос, что у нас недостаточно мемориальной мебели. Но это решаемо. Новое хранилище поможет сохранить выставочные площади и во втором здании галереи, где предусмотрен вариант размещения фондов живописи.

— После капитального ремонта откроем курительную комнату, и уже начали работать над этим проектом. Устраивали там небольшую выставку, но появляются перспективы сделать всё так, как было при хозяине. Для человека, жившего в эпоху романтизма, курительная комната — удивительное место, где все самые тонкие движения его души находили выход. 

— Как там у Пушкина: «Янтарь на трубках Цареграда,/ Фарфор и бронза на столе,/ И чувств изнеженных отрада,/ Духи в гранёном хрустале». Предполагаю, всё это в курительной комнате присутствовало. Думаю, там вели интересные разговоры, играли в вист, ломбер.

Ощущение эпохи очень важно, потому что дом — мемориальный. Здание не имеет официального статуса мемориальной усадьбы или квартиры, но хранит память о своём хозяине, множество историй из жизни семьи, и нам нужно это воссоздать. Будет здорово, если посетителей очарует не только творчество художника, но и сама его личность — сильная и одарённая.

Внушительный раздел концепции связан с освоением территории военного городка, но земельные вопросы пока не решены.

— Естественно, потребуется увеличение штата. Специалисты Третьяковской галереи высоко оценивают уровень подготовки нынешнего коллектива и считают, что при финансовой поддержке галерея сможет стать одним из крупных музейных центров. Именно так: не только музеем, но и музейным центром.

— В Третьяковке, которая им является, каждая выставка становится целым проектом.

— Мы тоже подходим к выставкам как к проектам. Например, в завершающемся Году Айвазовского сделали серию выставок, которые позволили феодосийцам и гостям представить его роль в истории русской и европейской маринистической живописи. Или другой пример. Одним из учеников Айвазовского был Лев Лагорио. У нас в фондах хранятся документы, которые позволяют уточнить основные даты его жизни и творчества, ещё не введенные в искусствоведческий и научный оборот. 

— Даты важны, потому что позволяют обоснованно говорить о тенденциях в творчестве художника. Лагорио — очень известный русский художник XIX века, и его творчество представляет большой интерес.

— К выставке заведующая нашим отделом современного искусства изучила эти документы, и мы опровергли ряд данных в монографиях и справочных изданиях. На осенней научной конференции сделали сообщение, и при публикации её материалов эти данные войдут в искусствоведческий оборот России и Европы.

— В отдельных случаях подобные находки расширяют представления общественности и даже могут изменить взгляды на те или иные события. Можно гордиться тем, что наш музей способен внести вклад в искусствоведческую науку.

— На схеме новое фондохранилище выглядит индустриально, совсем не в духе усадьбы Айвазовского.
— Другим оно и не может быть, так как это — современные технологии хранения, техника, приспособления. К тому же, оно будет внутри и никак не нарушит общего вида галереи. А мемориальные здания сохранят свою стилистику.

— Некоторые феодосийцы скептически отнеслись к кафе и ресторану в музейном комплексе.
— Во-первых, это пока лишь проект концепции, и всё достаточно виртуально. Во-вторых, во всём мире рестораны и кафе существуют даже в мемориальных зданиях, а в нашем случае их абсолютно не затрагивают. Если при расширении площадей у нас появятся залы современного искусства, то посетили будут проводить в галерее не час и не два. Что плохого в том, что они смогут пообедать рядом с музеем и продолжить осмотр?

— Вы только что вернулись из Москвы и Санкт-Петербурга. Это были рабочие поездки?
— В Санкт-Петербург поехала в отпуск, и уже в аэропорту меня вызвали туда на отчётно-выборное собрание Союза музеев страны, куда мы вошли в этом году. Оно проходило в Эрмитаже и собрало руководителей практически всех музеев материковой России. Было интересное, плодотворное общение. Это объединение профессионалов готовит изменения в законодательство, связанное с музейный фондом и музеями Российской Федерации. 

— В его основу положат постулат, что музей — в первую очередь научное, а не культурно-развлекательное учреждение. Презентации и приём посетителей — лишь одна из форм его деятельности. Иначе, если в погоне за беспрерывными выставками и акциями пренебречь кропотливым изучением и сохранением коллекции, наступит момент, когда нечего будет презентовать.

— Наверное, в Петербурге была встреча в Люмьер-холле?
— Да, наше сотрудничество продолжается. В том помещении, где летом демонстрировали видео-шоу об Айвазовском, открываем мультимедийный зал. Люмьер-холл предоставляет оборудование и четыре фильма. Фильмы будут идти с мая по октябрь, по сеансам.

— Понравилось, как работают с детьми в Царском Селе. С нового года попробуем начать у себя.

— Много полезной информации почерпнула в Москве. Одна конференция была посвящена повышению экономической эффективности учреждений культуры, другая называлась «Музей в ХХI веке». Планов много. Конечно, главным фактором будет помощь федерального центра. Внимание, которое проявляют к галерее на самом высоком уровне, позволяет на неё рассчитывать.

Автор текста:
Лариса Семенова (газета Победа)
Опуб. 27 декабря 2017
1116
0
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...

Читайте также

Популярные фото Феодосии