От правительства ждут бюджет не о цифрах, а о людях
Изображения
Описание
От прошлого бюджета к будущему
Разговор о прошлогоднем бюджете на заседании Комитета Госдумы по бюджету и налогам 21 сентября вёлся с разной степенью предвзятости, хотя в общем и целом все отмечали, что бюджет выполнен, но можно было это сделать и получше. То есть, да, он был профицитен, что позволило реализовать множество полезных социальных и экономических программ, но председатель Счётной палаты Алексей Кудрин всё равно сокрушался по поводу рекордной его неисполнительности в 1,1 трлн рублей и проблемами с исполнением адресной инвестиционной программы.
Ближе к истине был глава комитета Андрей Макаров, который подметил, что с учётом событий, связанных с пандемией, складывается ощущение, что разговор в принципе идёт о прошлой жизни. Относительно благополучной и не такой тревожной, как нынче.То есть это не значит, что разговор о бюджете-2019 неуместен вовсе на фоне вялотекущих дел в экономике с ожидаемым падением ВВП
3,9%, напротив, это хороший повод проанализировать проблемы, которые возникали год назад в комфортных достаточно условиях и учесть при рассмотрении утверждённого в минувшую среду кабмином проекта бюджета на следующий трёхлетний цикл.А начнётся верстка основного финансового закона уже скоро. По словам Андрея Макарова, проект федерального бюджета на следующую трёхлетку будет внесён в Госдуму до 1 октября. «Председатель Правительства Михаил Мишустин сказал, что этот бюджет не о цифрах, а о людях», — уточнил глава комитета, напомнив, что премьер поручил министрам и заместителям идти в Госдуму и доказывать каждую копейку, представляя госпрограммы, пояснять, как бюджетные вливания скажутся на решение конкретных проблем людей и экономики в целом.Разговор об эффективности бюджетного рубля всегда уместен, однако лучше, если депутаты сами определят её степень. Поэтому уже в ближайшее время палате предстоит определиться с механизмом парламентского контроля, уточнил Андрей Макаров. Предполагается также возобновление деятельности трёхсторонней комиссии, в рамках которой будут рассматриваться трансферты регионам. Также парламентский контроль будет работать и при распределения средств из резервного фонда кабмина.Со своей стороны министр финансов Антон Силуанов пообещал усовершенствовать механизм контроля за предоставляемыми бизнесу налоговыми льготами. Их эффективность будет оцениваться с точки зрения выполнения предпринимателями своих обязательств по созданию новых рабочих мест и заявленным объёмам инвестиций.
Бюджет 2021-2023 в деталях
Проект бюджета на на следующие три года был утверждён главой кабмина 16 сентября, однако в публичном доступе его фрагменты появляются пока лишь неофициально. Тем не менее уже можно судить о параметрах. Как сообщает РБК со ссылкой на имеющиеся в распоряжении документы, в 2020 году общие доходы бюджета составят 17,8 трлн рублей, или 16,7% ВВП. Ожидаемые доходы 2021 года, по прогнозам Минфина, окажутся более чем на 3 трлн рублей меньше по сравнению с докризисным планом на 2021 год. Однако уже в следующие два года ситуация должна улучшиться за счёт роста нефтегазовых доходов в результате ожидаемого повышения нефтяных цен и восстановления нефтедобычи.
Общие расходы бюджета в 2021-2022 годах планируется сохранить примерно на уровне докризисного плана на эти годы: в 2021 году — на 300 млрд рублей больше, в 2022 году — на 550 млрд рублей меньше. В следующем году расходы предусмотрены на уровне 21,5 трлн рублей. В 2022 году, когда Минфин планирует вернуться к докризисному бюджетному правилу, расходы должны увеличиться почти до 22 трлн рублей.Значительная доля ожидаемых бюджетных доходов, пишет РБК, рассчитывается исходя из базового варианта прогноза Минэкономразвития. После падения ВВП в текущем году ведомство прогнозирует рост экономики более чем на 3% в среднем в 2021-2023 годах. При этом стоит отметить, что прогнозы базируются на базовом прогнозе, в котором заложено отсутствие второй волны коронавирусной инфекции.Исходя из таких оптимистичных предпосылок, Минэкономразвития видит будущую цену на нефть в диапазоне 45,3-47,5 долларов за баррель. Согласно бюджетному правилу, это позволит с 2022 года возобновить пополнение Фонда национального благосостояния. Но если нефтяные котировки рухнут, то из ФНБ придётся забирать больше денег, также могут пострадать ненефтегазовые доходы, косвенно зависящие от цены нефти (налог на прибыль нефтегазовых компаний, их дивиденды).Бюджетный дефицит в предстоящие три года будет покрываться преимущественно внутренними заимствованиями, отмечает РБК. В результате общий госдолг вырастет с 12,3% ВВП в 2019 году до 21,3% ВВП по итогам 2023 года. Процентные расходы по долгу вырастут к 2023 году до 1,6 трлн рублей — по сравнению с 0,9 трлн рублей в текущем году.Расходы федерального бюджета России (по данным ТАСС)
Национальная оборона —,4 трлн рублей (в 2021-2023 годах);
Нацбезопасность и работа правоохранителей — более 7,4 трлн рублей (в 2021-2023 годах);
Здравоохранение — 3,3 трлн рублей (в 2021-2023 годах);
Культура и кинематография в России — около 380 млрд рублей (в 2021-2023 годах);
Госпрограмма "Космическая деятельность — 577 млрд рублей (в 2021-2023 годах);
Финансирование ЦИК — почти 48 млрд рублей (в 2021-2023 годах);
Социальные выплаты безработным гражданам — более 122 млрд рублей (в 2021 году);
Ежемесячные выплаты семьям в связи с рождением первого ребёнка — почти 154 млрд рублей будет направлено (в 2021 году);
Финансирование СМИ — более 300 млрд рублей (в 2021-2023);