Россиян хотят информировать о реальных химических угрозах
Изображения
Описание
14 миллиардов рублей на химбезопасность
Как отмечается в пояснительной записке к документу, законопроект нужен для реализации госполитики в области обеспечения химической и биологической безопасности до 2025 года, которую два года назад утвердил президент Владимир Путин.Тогда же глава государства назвал основные химические угрозы. Это широкое использование высокотоксичных веществ, наличие большого количества выведенных из эксплуатации опасных химических объектов, значительный рост химических отходов и отсутствие решений для их обезвреживания.Кроме внутренних угроз, есть ещё и внешние. Например, усиление тенденции к глобализации мировой торговли и ввоз в нашу страну потенциально опасных веществ, а также распространение химического оружия и совершение террористических актов с применением химических соединений.
Минздрав разработал основы госрегулирования в области химической безопасности
На реализацию госполитики по химической и биологической опасности, согласно проекту федерального бюджета, на 2022- 2024 годы выделят свыше 13,8 миллиарда рублей.Проект закона
«О химической безопасности» прописывает, что конкретно считать химической опасностью и как на неё реагировать. А также определяет полномочия федеральных, региональных властей и органов местного самоуправления в области химбезопасности.Законопроект напрямую связан с улучшением экологии и защитой здоровья граждан, сказал «Парламентской газете» депутат Госдумы VIII созыва Николай Валуев.«Чтобы такие громкие прецеденты, как в Усолье-Сибирском, больше не повторялись, необходимо постоянно контролировать ситуацию, систематически проводить инвентаризацию предприятий и вовремя подавать сигнал бедствия», — отметил депутат.Документ также направлен на системную работу по ликвидации накопленного экологического ущерба. Особенно это касается заброшенных объектов, жизнь на которых протекает в обход требований природоохранного законодательства, рассказал Валуев.
«Таким образом, в России постепенно будет выстроена комплексная система по мониторингу состояния окружающей среды. Вектор этой работы как раз задаёт проект закона „О химической безопасности“», — отметил парламентарий.
Топ-10 грязных городов
В начале октября Росприроднадзор назвал топ-10 самых загрязнённых городов России. В антирейтинг вошли Норильск, Череповец, Новокузнецк, Липецк, посёлок Рефтинский в Свердловской области, Междуреченск, Магнитогорск, Воркута, Уфа и Ангарск. Именно там
располагаются крупные промышленные комплексы, которые сбросили от 128 до 1875 тысяч тонн вредных отходов.Проект закона «О химической безопасности» нужен, в том числе, чтобы более детально прописать требования и к таким предприятиям, считает член Комитета Совета Федерации по социальной политике, заслуженный врач России Владимир Круглый.«Закон расширяет понятийный аппарат, в частности, он вводит на законодательном уровне целый круг новых терминов. Это и химический риск, и химическая угроза и защита, и химически загрязнённая территория, и зона химического заражения, и так далее», — сказал сенатор "Парламентской газете«.Это позволит в будущем прописать и принять более детальные инструкции к предприятиям, которые допускают химическое загрязнение, уверен парламентарий.
На химическую и биологическую безопасность России могут выделить более 13,8 млрд рублей за три года
«Полагаю, что это будет достаточно большой пакет подзаконных актов, которые будут подготовлены по каждому отдельному виду опасности, загрязнения или риска», — выразил надежду Владимир Круглый.
Опасные овощебазы и вредный транзит
Такие стандарты нужны не только регионам, где сложилась критическая ситуация. Даже в Москве работают десятки предприятий, использующих в производстве химически опасные и сильно действующие ядовитые вещества. Например, те же овощебазы, которые используют для охлаждения аммиак, вызывающий ожог лёгких.Поэтому ещё 20 лет назад в столице разработали городскую программу «Химическая безопасность Москвы». Она предписывала провести модернизацию наиболее опасных предприятий, в число которых попали кондитерский концерн «Бабаевский», «Айс-Фили», Царицынский молочный комбинат и другие.Читайте также:
• Россиянам сообщат об опасности в течение пяти минут
• Промышленников хотят обязать устанавливать датчики на опасных объектах
О местном законе химической безопасности чуть позже впервые в России задумались в Санкт-Петербурге. Ещё в 2005 году местные специалисты-токсикологи заявили, что около 600 предприятий Северной столицы используют до 14 млн тонн опасных химических веществ, при это ещё почти 60 млн тонн таких веществ перемещается через Санкт-Петербург транзитом. О том, какой вред это может наносить жителям, говорят данные Минздрава. Так, по оценке ведомства, с 1995 по 2016 год заболеваемость онкологией в Питере выросла на 132 процента — для сравнения, в Москве рост за такой же период составил 28 процентов. Принимать местные программы и законы о химической безопасности потребовалось в первую очередь из-за того, что на тот момент в России не было соответствующего федерального закона. Теперь такой документ подготовлен.
Стиральные порошки и планшеты
Кстати, химическая тревога сегодня объявлена во всём мире. Так, международную программу химической безопасности ещё в 1980 году приняла ВОЗ. Её цель — обнаружение и предотвращение "вредного воздействия химических веществ для оценки потенциальных рисков здоровью человека и окружающей среде«.Причём речь идёт не только о вредных выбросах предприятий, но и о тех химикатах, которые мы применяем в быту ежедневно. Ведь химическая угроза исходит не только от крупных предприятий, но и от каждого конкретного потребителя.
В России ввели требования к эвакуации населения при ЧС
Закон о химической безопасности в июне 2016 года приняли и в США. Документ установил стандарты безопасности для использования вредных химикатов, включая, например, формальдегид и асбест, и ужесточает подход к бытовой химии в целом.Как отметили эксперты, эта сфера в Америки ранее не регулировалась. При этом лишь два процента химикатов, с которыми сталкиваются американцы, проверены на безопасность для здоровья, сообщил «Рамблер» со ссылкой на Общественное радио США — NPR.