Перевозку красной икры частными лицами предлагают ограничить
Изображения
Описание
Ущерб наносится колоссальный
По подсчётам Росрыболовства, бюджетные потери от деятельности браконьеров на одной только Камчатке составляют около 15 миллиардов рублей ежегодно. Но если недополученные бюджетом деньги можно подсчитать, то ущерб, наносимый браконьерами экологии, подсчёту не поддается.В Общественном фонде защиты дикой природы Камчатки отмечают, что незаконная добыча икры наносит колоссальный ущерб экологической системе региона. Так, в сезон 2021 года группа экологов обнаружила в устье реки Камчатки семь крупных могильников, в которых брошено гнить не менее ста тонн рыбы. По свидетельству экологов, рыбу ловили лишь для заготовки икры, а затем её просто выбрасывали на берег.
Травить россиян некачественной икрой не позволят
О проблеме икорного браконьерства (его правильное юридическое название — незаконный, несообщаемый и нерегулируемый промысел) на государственном уровне знают давно и пытаются её решить ужесточением санкционных мер. Только в КОАП изменения по статьям о незаконной добыче водных биоресурсов вносились не менее трёх раз.Сейчас браконьерам за рыбную ловлю в период нереста грозит штраф в размере 300–500 тысяч рублей, либо исправительные работы, или тюремный срок до 2 лет. Однако икорный бизнес все равно остаётся «рентабельным», ради баснословных барышей браконьеры идут даже на такие риски. Кроме того, в законодательстве все ещё остается немало лазеек, позволяющих браконьерам легализовывать свою продукцию и беспрепятственно провозить её под видом частного багажа. Цифры, подтверждающие это, привёл во время встречи с сенаторами в палате регионов в октябре этого года министр рыбного хозяйства Камчатского края Андрей Здетоветский. «Каждый год, — сообщил чиновник, — с территории Камчатского края в багаже частных лиц вывозят 500 тонн красной икры общей стоимостью в три миллиарда рублей. При этом большая её часть добыта незаконно».
От эксперимента — к норме КОАП
На первый взгляд, остановить поток браконьерской красной икры в частном багаже не так и сложно.
«Люди провозят икру в контейнерах от 20 до 30 килограммов. Однако подобные объёмы не могут не вызывать сомнения, что икра везётся для личного потребления, тем более что никаких ветеринарных документов на провозимую икру у таких курьеров не имеется», — рассказал Андрей Здетоветский.В связи с этим камчатские законодатели решили разработать законопроект, ограничивающий десятью
килограммами провоз красной икры частными лицами, у которых нет электронных ветсертификатов. Эта мера, по мнению региональных законодателей, должна помешать легализации икры, полученной в результате браконьерского вылова рыбы. При этом камчатский министр отметил, что большая часть перевозимой икры вырабатывается в кустарных условиях, без соблюдения требований к её качеству и безопасности и, безусловно, несёт риски для потребителей.Однако, по словам Здетоветского, предложения камчатцев ни Минтрансом, ни Россельхознадзором поддержаны не были.Между тем, по словам губернатора Камчатского края Владимира Солодова, именно перевозка незаконно добытой икры является тем звеном, тем бутылочным горлышком, перекрыв которое эффективнее всего бороться с незаконным промыслом.Солодов добавил, что готов провести эксперимент в вверенном ему регионе уже в следующем году. В Совете Федерации также посчитали, что к инициативе камчатцев следует подойти более внимательно, тем более что она усложнит жизнь браконьерам.На заседании Совета по вопросам агропромышленного комплекса и природопользования при Совете Федерации 15 ноября первый вице-спикер палаты регионов Андрей Яцкин отметил, что инициатива камчатских законодателей позволит закрыть пробел в КоАП, в котором сейчас отсутствует ответственность за незаконный оборот браконьерской продукции.Андрей Яцкин подчеркнул, что борьба должна распространяться на все звенья цепочки криминального браконьерского бизнеса, блокировать деятельность перевозчиков, скупщиков и заказчиков. «Если эксперимент на Камчатке окажется удачным, эту норму целесообразно включить в новую редакцию Административного кодекса, в работе над которым сенаторы принимают самое активное участие», — считает он.Читайте также:
• Власти предложили запретить гражданам перевозку более 10 кг красной икры
• В России снизят цены на красную икру
• Отмену ввозных пошлин на мальков лососевых предложили продлить до конца 2024 года
Над новой нормой, правда, предстоит работа. Например, введение ограничений на перевозку красной икры частными лицами потребует изменений в ветеринарные правила, а также в правила перевозки авиабагажа. Эти проблемы необходимо устранить совместными усилиями министерств, отметил Андрей Яцкин. Он также добавил, что для эффективной борьбы с икорным браконьерством следует предпринять и другие меры на федеральном уровне.
Поможет маркировка и электронный журнал
Одной из таких мер может стать уже ранее опробованная на других видах продукции электронная маркировка. Об этом на заседании Совета по вопросам агропромышленного комплекса и природопользования при Совете Федерации заявил статс-секретарь Минпромторга Виктор Евтухов.
Россельхознадзор поддержал идею ограничить объёмы перевозки красной икры
По словам чиновника, эксперимент можно начать с маркировки продукции из осетровых рыб с перспективой дальнейшего расширения спектра маркируемой рыбной продукции. По подсчётам Минпромторга, маркировка коснется полуторы тысяч предприятий. При этом, исходя из данных маркировки по другим видам продукции, средние затраты производителя на маркировку единицы рыбной продукции составят порядка 70 копеек,
сообщил чиновник, добавив, что на уровень потребительских цен это влияние не окажет.Введение маркировки рыбной продукции поддерживают и в Россельхознадзоре. Руководитель ведомства Сергей Данкверт отметил, что после введения ветеринарной сертификации рыбы стали всё чаще обнаруживаться предприятия, которые выпускают готовую продукцию из непонятно откуда появившегося сырья. «Поэтому прослеживаемость, обеспеченная маркировкой, в данном виде продукции необходима», — делает вывод Сергей Данкверт.Между тем в скором времени под контроль попадёт не только рыбная продукция на берегу, но и уловы рыбаков, которые ещё находятся на кораблях. На это направлен внесенный в Госдуму законопроект об электронном судовом журнале.Согласно документу на каждом рыбацком судне должен вестись электронный журнал, в котором будет отражено количество пойманной рыбы на борту и район лова. Данные электронного журнала будут передаваться в отраслевую систему мониторинга, которая позволит составить полную картину рыбодобычи в каждом бассейне. Ожидается, что законопроект об электронном журнале для рыбаков Госдума примет в начале следующего года.