Продавцам могут запретить требовать от покупателей их персональные данные
Изображения
Описание
Шантажировать клиентов больше не получится
По словам главы Роспотребнадзора Анны Поповой, в последнее время выявляют всё больше случаев, когда сотрудники магазинов навязывают гражданам условия, нарушающие их права. В 2010 году было 6,5 тысячи таких нарушений, в 2016 — 8 тысяч, а в 2020 — более 10 тысяч.
«При этом в договоры с потребителями продолжают включать условия, которые неоднократно признавали в судах недопустимыми, в том числе в рамках соответствующих дел с участием Роспотребнадзора», — сказала Анна Попова.
В связи с этим в законодательстве предлагают установить перечень недопустимых условий договора. Например, продавец не сможет в одностороннем порядке отказаться от исполнения обязательств или менять условия соглашения, цены, сроки доставки товара. Он не вправе устанавливать штрафные санкции, заставлять клиента при приобретении одних товаров покупать другие или оплачивать какие-то сопутствующие услуги.Важнейшая норма проекта заключается в том, что продавцам запрещено требовать при покупке товара персональные данные покупателя.Сейчас это делают и в обычных, и в интернет-магазинах, а потом используют полученные данные для рекламы и спама. Исключение составят случаи, когда сбор таких сведений имеет законные основания. При этом продавца обяжут устно или письменно сообщить клиенту, почему невозможно заключить сделку без раскрытия личной информации. «Законопроект будет способствовать обеспечению надлежащего уровня защиты всех базовых потребительских прав», — считает Анна Попова.
За изменение условий договора будут штрафовать
Для тех, кто нарушит перечисленные запреты, предусмотрят штрафы. Соответствующие поправки в КоАП одобрены в первом чтении большинством депутатов. После вступления закона в силу штраф для должностных лиц составит от 5
до 10 тысяч рублей, для юрлиц — от 30 до 50 тысяч рублей. С принятием закона эти нормы заработают с 1 марта 2022 года.На потребительском рынке сложилась непростая ситуация из-за пандемии коронавируса, сказал, комментируя законопроекты, глава Комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенев. «С одной стороны, предприниматели первыми приняли на себя удар, с другой — развиваясь и адаптируясь, они в значительной степени меняют форматы взаимодействия с потребителями, и, к сожалению, не всегда это форматы со знаком «плюс», — считает парламентарий.Читайте также:
• Авторизоваться на коммерческих сайтах можно будет через систему идентификации портала госуслуг
• Принудительный сбор персональных данных ограничат
• К мобильным абонентам может прийти больше спама
Например, автодилеры беспринципно навязывают дополнительное оборудование, без которого покупатель не может приобрести машину.
«Сейчас при совершении покупок или оплате услуг у людей под разными предлогами собирают номера телефонов, адреса электронной почты и другие личные сведения, — отметил спикер Госдумы Вячеслав Володин. — Даже в тех случаях, когда предоставление такой информации не является обязательным».Прежде всего, по словам Володина, это касается онлайн-магазинов. Принятие соответствующих поправок позволит дополнительно защитить права потребителей, уверен председатель Госдумы.
Куда обращаться
Из-за низкой правовой грамотности большинство граждан не знают, куда обращаться за защитой своих потребительских прав, сказала первый зампред Комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова. Она спросила Анну Попову, как Роспотребнадзор информирует людей об этом.Больше пяти лет назад разработан специальный портал, который содержит геолокационные и информационные данные, ответила глава ведомства. На этом сайте можно найти подразделения Роспотребнадзора, адреса и телефоны, и общественные организации, которые занимаются защитой прав потребителей. На портале есть формы заполнения обращений во все органы, которые могут помочь потребителям. Также круглосуточно работает горячая линия Роспотребнадзора — о своих проблемах люди могут сообщить по телефону 8-800-555-49-13.