Чиновников затянут в сети
Изображения
Описание
Нужна мотивация
Идея не нова — просто впервые реализуется на глобальном уровне. Еще в 2020 году распоряжение обзавестись аккаунтами в соцсетях получили главы городских комитетов и члены правительства Санкт-Петербурга. Причем тогда список соцсетей был по понятным причинам куда обширнее — это сейчас постановление упоминает лишь надежно-отечественные «ВКонтакте» и «Одноклассники«.
Бывают, впрочем, и сольные инициативы. Так, славу блогера уже давно стяжал губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко. В 2018 году он завел аккаунт в Instagram* (ныне запрещенном в России) с кроликами, банькой и кулинарными рецептами — и до сих пор общается с подписчиками лично, в том числе отвечает на претензии и запросы. Призыв «Всем в соцсети» опрошенные «Парламентской газетой» эксперты оценили в основном положительно, но не без нюансов. Так, по словам первого заместителя председателя Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Сергея Боярского, появление страничек органов госвласти — это однозначный шаг навстречу народу: „Представители депутатских корпусов разных уровней давно уже сами поняли, что соцсети — это прекрасное подспорье в работе. Исполнительная же власть, как видите, нуждается в мотивации. Идея хорошая. Главное, чтобы новые странички активно велись и пополнялись, а обращения граждан не уходили в пустоту«.Конечно, по словам Боярского, мониторить соцсети в режиме 24 на 7 чиновники не будут — тогда на основную работу просто не останется ни времени, ни сил. «Существует аппарат, помощники — они и должны фильтровать поступающую информацию по категориям и отсекать лишнее, — пояснил парламентарий. — У меня, например, система именно так и выстроена. Потому что есть и спам, и какие-то несерьезные, полушуточные обращения. Если я что-то успеваю заметить сам и могу лично оперативно ответить — я так и делаю. В остальном — получаю краткую выжимку по существу от помощников».
Курсы для чиновников
Поддержал инициативу и заместитель председателя комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Виталий Милонов. Сам он в соцсетях уже старожил и в их ведении придерживается«официально-личного» подхода: регулярно комментирует важные новости, поздравляет подписчиков с праздниками и делится картинками из неформальной жизни.
«Сегодня ни один действующий политик не может себе позволить не иметь страницы в соцсетях, — отметил он в разговоре с «Парламентской газетой». — Это, можно сказать, некая обязательная вещь. Если помните, еще Дмитрий Медведев в бытность свою президентом рекомендовал всем завести аккаунты в Twitter (тоже запрещен в России. — Прим. ред.). Но эта соцсеть не так удобна из-за ограничения на количество знаков в одном сообщении. А вот «ВКонтакте» и «Одноклассники» — другое дело. Причем «ВКонтакте» даже предпочтительнее, потому что с «Одноклассниками», по моему опыту, трудновато — там люди с другими целями находятся“.Проблема, по словам Милонова, в том, что если подойти к новой инициативе формально, то ничего хорошего из нее не выйдет: „Я иногда вижу, как мои коллеги заводят странички в соцсетях, и эти странички заполняются пресс-релизами и официальными сообщениями про машиноместа и человекочасы. Такой сухой язык и такой подход к подаче информации, на мой взгляд, противоречат самой идеологии социальной сети, они несовместимы. Я помню, как в Госдуме еще прошлого созыва Вячеслав Володин организовывал для депутатов после работы очень интересные встречи со специалистами в области социальных сетей, которые рассказывали, какая подача наиболее органична для того или иного портала, какой подход и где наиболее уместен. Вот что-то такое, на мой взгляд, неплохо было бы повторить«.По словам Милонова, чиновникам в соцсетях очень пригодился бы какой-нибудь специальный плагин или отдельное приложение, которое позволило бы фильтровать информацию в автоматическом режиме. «Мне за вечер, например, могут написать пятьдесят школьников с просьбами „лайкни мою аву“, — признался депутат.
— Нет, я, если время позволяет, просматриваю, конечно, и если это какой-то школьник приличный, и ему будет суперприятно, то могу и лайкнуть. Но в целом вал таких сообщений очень отвлекает от основной работы. И на фоне спама и всяких жалостливых просьб типа „сами мы не местные, срочно вышлите 10 тысяч рублей“ настоящие истории, наполненные человеческой болью, могут просто-напросто затеряться».
Замены Инсте пока нет
Собеседники
«Парламентской газеты» сошлись на том, что очень остро ощущается нехватка Instagram — его, напомним, заблокировали еще 14 марта, признав компанию Meta, которой он принадлежит, экстремистской.“Я до сих пор не вижу альтернативы запрещенному Instagram, — сказал Сергей Боярский. — И на самом деле очень жалею, что не могу больше общаться с довольно большой аудиторией, которую накопил там. Потому что это была моя самая любимая, самая удобная, посещаемая и наполненная площадка. Посмотрим, как будут развиваться события. Понятно, что люди, представляющие органы власти, не могут себе позволить работать в запрещенном ресурсе. Тем не менее, даже находясь в статусе запрещенного, этот ресурс прекрасно работает через VPN, и им пользуется огромное количество людей. Это довольно странная ситуация. И с этим явно нужно что-то делать, как-то эту ситуацию менять».
*Запрещен в России; принадлежит корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской.