Редакция
Редакциядобавляет новость, 16 часов назад
Живая лента
Лариса СЕМЁНОВА (газета ПОБЕДА)

Таинство духовного рождения

Описание

В небольшом поселении священник ближе всего к пастве. Ему известны настроения жителей, их повседневные заботы, сомнения и заблуждения.

Таинство духовного рождения

Настоятель православного храма во имя Святой Троицы в селе Береговом Димитрий Лапенков, в частности, обратил внимание на то, что многие жители воспринимают обряд крещения лишь как некую защиту, которую автоматически получаешь на всю жизнь. Окрестили младенца и больше в храм ни ногой. Окрестились сами, а живём по-прежнему — осуждая, обманывая, завидуя, ропща. Есть ли вообще смысл принимать крещение, если не родилось желание изменить себя? На этот и другие вопросы нашей газете ответил иерей Димитрий ЛАПЕНКОВ.

— Отец Димитрий, как мы поняли, вас беспокоит, что креститься в храм нередко приходят неподготовленные люди. Как вы определяете, что человек не подготовлен?

— В беседе с крёстными родителями или крещающимся, если человек взрослый, я узнаю о его готовности стать членом Церкви Христовой, задавая вопросы на знание десяти заповедей, молитв «Отче наш...», «Символ Веры». Спрашиваю, читал ли Священное Писание, и другое… У крёстных родителей интересуюсь, посещают ли они храм, причащаются, исповедуются ли. На вопросы мне отвечают лишь два-три процента. В большинстве люди не понимают, что такое Церковь, зачем она нужна. Принимают крещение потому, что это — красивый обряд, а ещё, чтобы не болел ребенок, или бабушки сказали — надо покрестить. Вот так и получаем крещёных, но не воцерковленных.

— В 90-е годы мы массово кинулись принимать крещение. Тогда священники это приветствовали. Теперь же в православных передачах по ТВ всё чаще звучит, что нельзя это великое таинство ставить на поток.

— Да, в большинстве своём в те недавние времена священнослужители не требовали какой-то подготовки перед совершением таинства крещения. Может быть, само желание паствы принять для себя или своих детей церковное таинство в непростой для православной веры период считали некой доблестью и со своей стороны не хотели людям чинить препятствий. Как вы знаете, в советскую эпоху принятие крещения грозило разными неприятностями. Так что, во избежание огласки, надо было всё сделать максимально быстро, какая уж там подготовка… Однако это время прошло. Пора крестить тех, кто действительно желает и готов принять таинство. Сегодня, в спокойное время, назрела необходимость возобновить традицию оглашения — собеседования. И об этом есть документ, принятый Церковью для обязательного исполнения семь лет назад — 27 декабря 2010 года. Когда его принимали, святейший Патриарх Кирилл сказал: «Прошло то время, когда мы, радуясь самому желанию принять святое крещение, откликались на него незамедлительно. Сегодня важно пояснять приходящему к таинству, какие обязательства он принимает на себя, становясь членом Церкви; надо пояснять и крестным родителям, какую ответственность они берут, воспринимая младенцев из купели крещения...»

Хочу обратить ваше внимание на Священное Писание, — оно для христианина является «конституцией», по которой живет и Церковь. В нём есть слова: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа...» Видите, Христос сам направляет своих учеников сначала учить, а потом крестить.

— А в чём, собственно, суть обряда крещения?

— Крещение — это таинство духовного рождения. Как писал святитель Феофан Затворник, «отпал от Бога человек, и общение с Ним непосредственное прекратилось; чувство зависимости от Него замерло или ослабело… Так распались стихии жизни духовной, и жизни духовной не стало». Говоря словами святителя Феофана, «таинство крещения — восстановление первоначальных духовных сил по предварительном приготовлении к тому человека рядом нравственных изменений». Святитель подчёркивал: «Крещение дает нам то, чего ничто другое на земле, кроме него, дать нам не может. Оно сочетает и срастворяет с естеством нашим божественную благодать… Сила благодати проникает внутрь и восстановляет здесь Божественный порядок во всей его красоте… <...>… так что из купели крещения человек выходит таким, каким выходит из мастерской какое-либо изделие, например колокольчик, в коем к меди прилито серебро».

— Если бы в своё время прочесть эти слова… После них понимаешь, что многие из нас лишь надели крестики и «записались» в ряды христиан. Прежде чем принять крещение, надо ощутить потребность измениться, жить по законам совести и любви. Если подойти к крещению формально, оно недействительно?

— В XII веке в Патриарший Синод в Константинополе пришли несколько турок, заявивших, что они — христиане. «Как же случилось, что вас, турок, магометан, окрестили?» — спросили их. Они отвечали, что у них, у турок, «существует обычай крестить своих детей у православных священников», потому что, по их мнению, «во всяком новорожденном ребенке находится злой дух и смердит, как собака», пока ребенок не получит христианского крещения. Синод не признал такого крещения, потому что они искали его не как средства, которое очищает от всякой душевной скверны, просвещает и освящает человека, не с добрым православным намерением, но как некое телесное лекарство и чародейство. К тому же те турки продолжали воспитывать своих детей в магометанской вере, Иисус Христос их как таковой не интересовал. Какое сходство между XII и XXI веками в отношение истины!

Святое крещение не приносит никакой пользы тем, кто не старается хранить обетов, данных при совершении обряда. Если человек не меняет своего образа жизни, не собирается поститься, посещать богослужения, принимать участие в благодатной жизни Церкви, избегать греха — не сквернословить, не блудить, почитать родителей и так далее, — нет смысла совершать крещение. Вновь приведу слова святителя Феофана Затворника: «Упорядочение внутри Вас начнется лишь тогда, когда Вы станете на сторону благодати и порядки жизни в духе ее поставите неотложным законом своей жизни. <...> У тех, которые, получив благодать, не дали ей действовать в себе, а заморили, на суде Божием сначала отнимут дар благодати, а потом ввергнут их во тьму кромешную».

— В детском и юношеском возрасте трудно осознанно прийти к вере. Как правило, это случается позже. Известно, что многие святые, например, Иоанн Златоуст, Иоанн Богослов, Василий Великий приняли крещение в 24, 26, 30 лет. В первые века христианами становились только те, кто духовно возрос. Стоит ли торопиться крестить детей, которые в этом ничего не понимают? Может, пусть подрастут и сделают осознанный выбор?

— У младенца нет сознательной веры, но нельзя всю духовную деятельность человека сводить к работе ума. Ребёнок, родившись в этот окружающий мир, воспринимает его с молоком матери, пока мал и несмышлён. Если родители будут с пелёнок воспитывать ребёнка в духе христианском, то и веру он впитает с молоком матери. До того, как станет взрослым, почти всё зависит от родителей и воспреемников — крёстных. Крёстные родители для того и нужны, чтобы воспитать маленького христианина. Они произносят за него обеты крещения и являются гарантами их исполнения до его совершеннолетия. А дальше он сам за себя в ответе перед Христом.

— Как вы в вашем приходе готовите будущих христиан к принятию обряда крещения?

— На нашем приходе перед крещением обязательно собеседование. Это минимум одна или две беседы. Необходимо знать десять заповедей, молитвы «Отче наш...», «Символ веры», иметь общее представление о Священном Писании. Крёстные родители должны обязательно пройти исповедь. Только после этого мы делаем вывод, может ли человек креститься или быть крёстным, и назначаем дату совершения таинства.

Автор текста:
Лариса СЕМЁНОВА (газета ПОБЕДА)
Опуб. 30 ноября 2017
668
0
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...

Читайте также

Популярные фото Феодосии