zoscu
zoscuрегистрируется
Приветствуем!, 8 часов назад
thadb
thadbрегистрируется
Приветствуем!, 9 часов назад
Редакция
Редакциядобавляет вакансию, 1 день назад
kdpcahd
kdpcahdрегистрируется
Приветствуем!, 1 день назад
Keebytow
Keebytowрегистрируется
Приветствуем!, 1 день назад
ubaazy
ubaazyрегистрируется
Приветствуем!, 1 день назад
Francisdaync
Francisdayncрегистрируется
Приветствуем!, 2 дня назад
Редакция
Редакциядобавляет афишу, 2 дня назад
Живая лента
Лариса СЕМЁНОВА (газета ПОБЕДА)

Обновленный «наряд» дачи Стамболи

Дача Стамболи

Феодосия, просп. Айвазовского, д. 47

Описание

Реконструкция фасада одной из главных феодосийских достопримечательностей — дачи Стамболи — подходит к концу.

Обновленный «наряд» дачи Стамболи

Изображения

© Фото Ларисы СЕМЁНОВОЙ, газета ПОБЕДА

Описание

Ещё недавно это казалось невозможным. Красавица-дача неуклонно разрушалась, роняя пласты штукатурки, причудливой облицовки, зияя пятнами ржавчины на полусферах куполов. В Феодосии мало кто верил, что за неё возьмутся серьёзно. Тем не менее, уже год ей обновляют «платье» и к концу декабря обещают закончить полную реставрацию крыши и фасада.

Наша жемчужина 1914 года постройки — не классический особняк. Это прекрасное здание сложно охарактеризовать двумя словами. Оно едино в своей завершённости и разнохарактерно в отдельных элементах.

— Особняк Стамболи — спорное в стилистическом отношении строение. Ему неведом «чистый стиль» дворцовых построек Крыма, — раскладывает всё по полочкам обстоятельный и очень образованный Виктор Вахонеев, который руководит музеем, находящимся в помещениях дачи.

Обновленный «наряд» дачи Стамболи

Обновленный «наряд» дачи Стамболи

Архитектурная прима Феодосии соединила в себе стили разных эпох и разнообразные материалы — камень, дерево, черепицу, майолику, мрамор разного цвета.

— Во внешнем виде здания преобладает мавританский стиль, популярный во второй половине XIX века. Но есть и готические элементы, и сложный восточный средневековый орнамент, называемый в Европе арабеской, — погружает музейщик в архитектурный микс, рождённый по воле феодосийского табачного фабриканта Иосифа Стамболи и замыслу петербургского зодчего Оскара Вегенера.

Хозяин дачи был караимом, поэтому фасад украшен символами караимизма. А в очертаниях зубцов и полосы на краю кровли прослеживаются древние сирийские аналогии! В то же время решительный отказ от классических углов в пользу более декоративных элементов, различная форма окон, использование металла, стекла и бетона — явное веяние модерна.

Теперь можно представить, сколь непростое дело — обновить «верхнюю одежду» роскошной красавицы. И она, представьте, почти готова!

— Со стороны главного входа осталось, по сути, завершить лишь зимний сад, — начинает экскурсию директор музея.

Главный вход смотрит на отель «Алые паруса», а противоположный, по которому сегодня попадают в залы, назывался семейным. Изящные мавританские колонны, решётчатые перегородки, затейливые орнаменты уже стряхнули натёки столетия.

— Это первая профессиональная реставрация крыши и всех фасадов за сто лет. Не ремонт, а реставрация, — подчёркивает Виктор Васильевич. — Ремонты проводили в 50-х, 70-х годах, а реставрации за всё время существования здания не было ни разу. Работы продолжаются уже год и близки к окончанию.

Зимний сад, как и стрельчатые окна цокольного этажа вместе с базовым первым этажом башни-минарета, представляют в ансамбле готику. Множество приготовленных сотрудниками растений, в том числе экзотических, коротают время в экспозиционных залах в ожидании новоселья. Стены фасада в большинстве стали нежно-кремовыми, а решётчатые фрагменты балконов контрастируют с ними тёмно-бордовым цветом. Купола светятся новыми макушками, а дымовые трубы, стилизованные под минареты, вот-вот получат такие же навершия.

— Красиво? — улыбается Виктор, не скрывая радости от обновлённого вида дачи. — Нам задают вопросы, почему в оформлении появились нюансы, которых феодосийцы не помнят.

Как пример он показывает купола возле центрального входа.

— Видите, они стали в полосочку? Тёмно-синюю.

— Как тельняшка, — удивляется «Победа».

— Они такими и были, — показывает собеседник в подтверждение одну из первых фотографий дачи и рассказывает, что за основу проекта брали архивные фотографии.

Московские специалисты тщательно выяснили, как выглядела дача на момент постройки, а не в результате послевоенных ремонтов. Изучили массу фотографий, научных материалов, провели основательные научные изыскания.

Обновленный «наряд» дачи Стамболи

— Нам повезло с подрядчиком. Работы ведут опытные компании «Ника» и «Ак-Проект», которые занимаются реставрацией по всей России. Поначалу были претензии к субподрядчикам, но сейчас всё отлично. За быстрыми сроками не гнались, зато была возможность исправлять моменты, которые всегда возникают по ходу, — информирует директор музея.

Он подчёркивает, что музей — только пользователь здания:

— Заказчик — не мы, а управление капстроительства городской администрации. Но это не снимает с нас груза ответственности. Мы ежедневно контролируем ход реставрации и освоение средств.

По его словам, реставраторы осваивают в этом году 87 миллионов рублей. Из них чуть больше 20-ти занял проект. Рабочие полностью укладываются в сроки: им осталось завершить башню-минарет и реставрацию окон.

— Положа руку на сердце, надо признать, что башня и минарет держались на честном слове, игнорируя законы физики, — переходит Виктор к противоположной стороне дачи где семейный и сегодняшний вход.

Прежняя башня давно должна была упасть. Металлические конструкции, на которых она держалась, сгибались рукой. Её верхнюю часть реставраторы переложили полностью.

— К концу декабря привезут винтовую чугунную лестницу для подъёма на башню. Её заканчивают отливать в Москве. Мы советовались, стоит ли открывать доступ наверх. Сразу скажу, что его не будет. Пришлось бы делать дополнительное ограждение, которое по закону на памятнике архитектуры создавать нельзя, — объясняет директор музея.

Башню оштукатурили и начинают шпаклевать. Останется накрыть вход новым козырьком и почистить сложный резной орнамент на мраморных панелях.

— Этот орнамент — пример арабески, — напоминает музейщик.

Практически все материалы завозят с материка.

— Даже лес везут с Краснодарского края. Не говоря об элементах отделки. Это, конечно, удорожает смету, но позиция реставраторов: пусть дороже, но качественней. Они всё показывают, советуются, — по одному этому можно судить об их отношении к объекту, — говорит директор музея и добавляет: — Строители полюбили этот особняк так же, как и мы.

— Красивое здание, — подтверждает бригадир подрядчиков Артур Барсамян. — У нас были подобные объекты в Москве и Рязани. Стаж ребят — от пяти лет и больше. Погода в этом году — в нашу сторону, так что планируем закончить вовремя.

Самый главный завершающий штрих — глаза дачи.

— Более 70 процентов окон сохранились с тех пор, — сражает информацией Виктор Вахонеев и ведёт в мастерскую, посмотреть на творческий труд специалистов по дереву.

Обновленный «наряд» дачи Стамболи

Реставратор Александр Солдаткин из Владимира наносит первый слой желтоватой краски на очищенную раму из крымской сосны. Подумать только, этой причудливой деревянной раме с кружочками на перемычках — сто лет!

— Мы послойно раскрыли все слои и нашли первоначальный. Это была роспись под дуб, — посвящает в свою «кухню» Александр.

Неделя ушла на разработку технологии. Сосну превращают в дуб при помощи семи слоёв краски «земельных» тонов.

— Это — первый слой грунта, — проводит кистью жёлтую полосу реставратор с 12-летним опытом. — Потом делаем вот такие полосочки, после — полоски другого цвета, и так до семи раз.

Готовые рамы выглядят так, будто сделаны из дуба.

— Думаю, новые были бы хуже. Эти за сто лет максимально усохли и встанут герметично. Всё будет отлично закрываться, — заверяет Александр.

Он отмечает, что крымская сосна — замечательное дерево:

— Недаром из неё строили корабли и очень ценили в кораблестроении. Я тут кое-что почитал.

Реставраторы кропотливо очищают родные рамам петли. Даже старинные запоры намерены отлить, поскольку сохранилось только четыре.

Причудливые узковатые окна ещё больше украсят здание и подчеркнут его восточный колорит.

Черепица-«татарка» на крыше — тоже тех лет. Ею любезно поделилась картинная галерея Айвазовского, заменившая к юбилею местную «татарку» на зарубежную нужного цвета. Во многих случаях оказалось, что по качеству элементы столетней давности лучше, чем нынешние.

http://feo.today/places/23-feodosiiskii-muzei-podvodnoi-arheologii.html

За роспись в виде звёздного неба со стороны главного входа, хорошо видную на старых фотографиях, возьмутся в следующем году. Как и за вскрытую мостовую, восстановление которой предусмотрено в рамках второго этапа реставрации.

В том, что второй этап будет, музейщики не сомневаются.

— С властями города и республики есть понимание, что дачу надо приводить в порядок целиком. Запрошено допфинансирование в сумме 130 миллионов рублей. Принципиальное согласие центра есть. Таким образом, вся реставрация здания обойдётся в 210 миллионов, — сообщает Виктор Вахонеев.

В прошлую пятницу он делал доклад об истории и архитектуре особняка на конференции крымских музейщиков в Ливадии. А на недавнем культурном форуме в Санкт-Петербурге наладил контакты с руководителями дворцово-парковых комплексов России, с которыми в ближайшем будущем заключит договоры о сотрудничестве. К концу всей реставрации сотрудники нашего музея подготовят серьёзное научное исследование об истории дачи на основе архивных данных. Таких книг, как и реставрации, особняк за целый век не видел.

Напомним, помимо динамично развивающегося  музея подводной археологии в здании не менее быстро пополняется экспозиция о прошлом самого особняка. Туристы интересуются этой экскурсией и благодарят за интересный рассказ. К слову, уже этой зимой музей в тесном сотрудничестве с управление образования города безвозмездно проведет тематические экскурсии для педагогов всех школ Большой Феодосии.

Автор текста:
Лариса СЕМЁНОВА (газета ПОБЕДА)
Опуб. 30 ноября 2017
3774
3
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...

Читайте также

Популярные фото Феодосии