Обновленный «наряд» дачи Стамболи
Дача Стамболи
Описание
Изображения
Описание
Ещё недавно это казалось невозможным. Красавица-дача неуклонно разрушалась, роняя пласты штукатурки, причудливой облицовки, зияя пятнами ржавчины на полусферах куполов. В Феодосии мало кто верил, что за неё возьмутся серьёзно. Тем не менее, уже год ей обновляют «платье» и к концу декабря обещают закончить полную реставрацию крыши и фасада.
Наша жемчужина 1914 года постройки — не классический особняк. Это прекрасное здание сложно охарактеризовать двумя словами. Оно едино в своей завершённости и разнохарактерно в отдельных элементах.
— Особняк Стамболи — спорное в стилистическом отношении строение. Ему неведом «чистый стиль» дворцовых построек Крыма, — раскладывает всё по полочкам обстоятельный и очень образованный Виктор Вахонеев, который руководит музеем, находящимся в помещениях дачи.
Архитектурная прима Феодосии соединила в себе стили разных эпох и разнообразные материалы — камень, дерево, черепицу, майолику, мрамор разного цвета.
— Во внешнем виде здания преобладает мавританский стиль, популярный во второй половине XIX века. Но есть и готические элементы, и сложный восточный средневековый орнамент, называемый в Европе арабеской, — погружает музейщик в архитектурный микс, рождённый по воле феодосийского табачного фабриканта Иосифа Стамболи и замыслу петербургского зодчего Оскара Вегенера.
Хозяин дачи был караимом, поэтому фасад украшен символами караимизма. А в очертаниях зубцов и полосы на краю кровли прослеживаются древние сирийские аналогии! В то же время решительный отказ от классических углов в пользу более декоративных элементов, различная форма окон, использование металла, стекла и бетона — явное веяние модерна.
Теперь можно представить, сколь непростое дело — обновить «верхнюю одежду» роскошной красавицы. И она, представьте, почти готова!
— Со стороны главного входа осталось, по сути, завершить лишь зимний сад, — начинает экскурсию директор музея.
Главный вход смотрит на отель «Алые паруса», а противоположный, по которому сегодня попадают в залы, назывался семейным. Изящные мавританские колонны, решётчатые перегородки, затейливые орнаменты уже стряхнули натёки столетия.
— Это первая профессиональная реставрация крыши и всех фасадов за сто лет. Не ремонт, а реставрация, — подчёркивает Виктор Васильевич. — Ремонты проводили в 50-х, 70-х годах, а реставрации за всё время существования здания не было ни разу. Работы продолжаются уже год и близки к окончанию.
Зимний сад, как и стрельчатые окна цокольного этажа вместе с базовым первым этажом башни-минарета, представляют в ансамбле готику. Множество приготовленных сотрудниками растений, в том числе экзотических, коротают время в экспозиционных залах в ожидании новоселья. Стены фасада в большинстве стали нежно-кремовыми, а решётчатые фрагменты балконов контрастируют с ними тёмно-бордовым цветом. Купола светятся новыми макушками, а дымовые трубы, стилизованные под минареты, вот-вот получат такие же навершия.
— Красиво? — улыбается Виктор, не скрывая радости от обновлённого вида дачи. — Нам задают вопросы, почему в оформлении появились нюансы, которых феодосийцы не помнят.
Как пример он показывает купола возле центрального входа.
— Видите, они стали в полосочку? Тёмно-синюю.
— Как тельняшка, — удивляется «Победа».
— Они такими и были, — показывает собеседник в подтверждение одну из первых фотографий дачи и рассказывает, что за основу проекта брали архивные фотографии.
Московские специалисты тщательно выяснили, как выглядела дача на момент постройки, а не в результате послевоенных ремонтов. Изучили массу фотографий, научных материалов, провели основательные научные изыскания.
— Нам повезло с подрядчиком. Работы ведут опытные компании «Ника» и «Ак-Проект», которые занимаются реставрацией по всей России. Поначалу были претензии к субподрядчикам, но сейчас всё отлично. За быстрыми сроками не гнались, зато была возможность исправлять моменты, которые всегда возникают по ходу, — информирует директор музея.
Он подчёркивает, что музей — только пользователь здания:
— Заказчик — не мы, а управление капстроительства городской администрации. Но это не снимает с нас груза ответственности. Мы ежедневно контролируем ход реставрации и освоение средств.
По его словам, реставраторы осваивают в этом году 87 миллионов рублей. Из них чуть больше 20-ти занял проект. Рабочие полностью укладываются в сроки: им осталось завершить башню-минарет и реставрацию окон.
— Положа руку на сердце, надо признать, что башня и минарет держались на честном слове, игнорируя законы физики, — переходит Виктор к противоположной стороне дачи где семейный и сегодняшний вход.
Прежняя башня давно должна была упасть. Металлические конструкции, на которых она держалась, сгибались рукой. Её верхнюю часть реставраторы переложили полностью.
— К концу декабря привезут винтовую чугунную лестницу для подъёма на башню. Её заканчивают отливать в Москве. Мы советовались, стоит ли открывать доступ наверх. Сразу скажу, что его не будет. Пришлось бы делать дополнительное ограждение, которое по закону на памятнике архитектуры создавать нельзя, — объясняет директор музея.
Башню оштукатурили и начинают шпаклевать. Останется накрыть вход новым козырьком и почистить сложный резной орнамент на мраморных панелях.
— Этот орнамент — пример арабески, — напоминает музейщик.
Практически все материалы завозят с материка.
— Даже лес везут с Краснодарского края. Не говоря об элементах отделки. Это, конечно, удорожает смету, но позиция реставраторов: пусть дороже, но качественней. Они всё показывают, советуются, — по одному этому можно судить об их отношении к объекту, — говорит директор музея и добавляет: — Строители полюбили этот особняк так же, как и мы.
— Красивое здание, — подтверждает бригадир подрядчиков Артур Барсамян. — У нас были подобные объекты в Москве и Рязани. Стаж ребят — от пяти лет и больше. Погода в этом году — в нашу сторону, так что планируем закончить вовремя.
Самый главный завершающий штрих — глаза дачи.
— Более 70 процентов окон сохранились с тех пор, — сражает информацией Виктор Вахонеев и ведёт в мастерскую, посмотреть на творческий труд специалистов по дереву.
Реставратор Александр Солдаткин из Владимира наносит первый слой желтоватой краски на очищенную раму из крымской сосны. Подумать только, этой причудливой деревянной раме с кружочками на перемычках — сто лет!
— Мы послойно раскрыли все слои и нашли первоначальный. Это была роспись под дуб, — посвящает в свою «кухню» Александр.
Неделя ушла на разработку технологии. Сосну превращают в дуб при помощи семи слоёв краски «земельных» тонов.
— Это — первый слой грунта, — проводит кистью жёлтую полосу реставратор с 12-летним опытом. — Потом делаем вот такие полосочки, после — полоски другого цвета, и так до семи раз.
Готовые рамы выглядят так, будто сделаны из дуба.
— Думаю, новые были бы хуже. Эти за сто лет максимально усохли и встанут герметично. Всё будет отлично закрываться, — заверяет Александр.
Он отмечает, что крымская сосна — замечательное дерево:
— Недаром из неё строили корабли и очень ценили в кораблестроении. Я тут кое-что почитал.
Реставраторы кропотливо очищают родные рамам петли. Даже старинные запоры намерены отлить, поскольку сохранилось только четыре.
Причудливые узковатые окна ещё больше украсят здание и подчеркнут его восточный колорит.
Черепица-«татарка» на крыше — тоже тех лет. Ею любезно поделилась картинная галерея Айвазовского, заменившая к юбилею местную «татарку» на зарубежную нужного цвета. Во многих случаях оказалось, что по качеству элементы столетней давности лучше, чем нынешние.
За роспись в виде звёздного неба со стороны главного входа, хорошо видную на старых фотографиях, возьмутся в следующем году. Как и за вскрытую мостовую, восстановление которой предусмотрено в рамках второго этапа реставрации.
В том, что второй этап будет, музейщики не сомневаются.
— С властями города и республики есть понимание, что дачу надо приводить в порядок целиком. Запрошено допфинансирование в сумме 130 миллионов рублей. Принципиальное согласие центра есть. Таким образом, вся реставрация здания обойдётся в 210 миллионов, — сообщает Виктор Вахонеев.
В прошлую пятницу он делал доклад об истории и архитектуре особняка на конференции крымских музейщиков в Ливадии. А на недавнем культурном форуме в Санкт-Петербурге наладил контакты с руководителями дворцово-парковых комплексов России, с которыми в ближайшем будущем заключит договоры о сотрудничестве. К концу всей реставрации сотрудники нашего музея подготовят серьёзное научное исследование об истории дачи на основе архивных данных. Таких книг, как и реставрации, особняк за целый век не видел.
Напомним, помимо динамично развивающегося музея подводной археологии в здании не менее быстро пополняется экспозиция о прошлом самого особняка. Туристы интересуются этой экскурсией и благодарят за интересный рассказ. К слову, уже этой зимой музей в тесном сотрудничестве с управление образования города безвозмездно проведет тематические экскурсии для педагогов всех школ Большой Феодосии.