Волошинская премия для «нездешнего гостя»
XV Международный научно-творческий симпозиум «Волошинский сентябрь»
Описание
Конец минувшей рабочей недели приоткрыл завесу над главной интригой симпозиума «Волошинский сентябрь», традиционно длящимся в Коктебеле, Феодосии и Старом Крыму почти весь первый месяц осени. Несмотря на то, что симпозиум собирает под своей крышей сразу несколько конференций и фестивалей литераторов, критиков, художников, музееведов, музыкантов, его основное событие — вручение литературной премии. В пятницу, 15 сентября, в Доме-музее Максимилиана Волошина в Коктебеле объявили имена победителей.
Первая номинация Волошинской премии выходит за рамки литературы и присуждается за вклад в культуру. Председатель оргкомитета премии, секретарь правления Союза российских писателей, прозаик и сценарист Светлана Василенко назвала имя легендарного фаготиста Александра Александрова. Друзья и поклонники давно называют его коротко — Фагот.
Секретарь российского союза зачитала «краткую» творческую биографию победителя, которая заняла три страницы. Огромный перечень имён и музыкальных коллективов начался с Ленинградской консерватории по классу фагота и продолжился оркестрами Мариинки и консерваторским симфоническим.
Рок-страница его биографии перенесла во времена популярнейших советских и российских рок-групп «Аквариум» и «Поп-механика». Он был в рядах их первых золотых составов, сотрудничал с группой Петра Мамонова «Звуки Му». Название группы Стаса Намина «Цветы» тоже многое сказало тем, кто помнит первое проникновение рок-музыки на советскую эстраду. С этих «цветочков» начинался весь отечественный неформат.
С ансамблем интуитивной музыки Фагот объездил все крупнейшие джазовые фестивали Европы и провёл несколько турне по Америке. Его записи включены в антологию лучших новоджазовых композиций, выпущенную английской фирмой «Лео Рекорд».
Александр Александров — автор музыки для кино России, Германии, Франции. Как творец волошинского масштаба он попытался объединить музыку и литературу: создал композиции по дневникам Пушкина, поэзии Даниила Хармса. Творческие поиски привели его к нотам на глиняных табличках и папирусе, средневековым и древнерусским «нотным» записям. Музыканта увлекла не только расшифровка музыки разных эпох, но и современные интерпретации оригинала.
— Скажите, за сколько жизней вы сделали всё это? — поинтересовался из первого ряда почётный гость симпозиума известный российский прозаик, переводчик и драматург Анатолий Ким.
— Я старался, — ответил Фагот.
По поручению президента банка «ВТБ» Андрея Костина генеральный директор заповедника «Киммерия Волошина» Тамара Стеблюк передала ему денежное наполнение премии, а всем присутствовавшим — привет от мецената, который совсем недавно навестил опекаемый им Дом Волошина.
— Теперь, как на Оскаре, спасибо родителям и педагогам, которые дали мне возможность объединить вас музыкой, — сказал, получая премию, Александр Алексеевич.
Лучшей поэтической книгой на русском языке жюри Волошинской премии признало поэтический сборник Светланы Кековой из Саратова «Нездешний гость», вышедший в 2016 году.
— Мы работаем со всеми издателями России и других стран, которые издают современную поэзию. Традиционно у нас больше десятка издательств, выдвигающих своих авторов. Каждый год бывает от семидесяти до ста фамилий, — пояснил московский поэт и культуролог Андрей Коровин, стоявший у истоков премии и фестиваля.
После того, как профессиональные эксперты, имена которых засекречены, оставят в списке всего десять имён, за дело принимается жюри.
— В этом году жюри возглавляет Ирина Александровна Евса — замечательный поэт, переводчик, обладатель Волошинской премии прошлого года и многих других наград, — представил Андрей Коровин.
Среди членов жюри, принимающих окончательное решение, — поэт, главный редактор московского издательства «ОГИ» Максим Ампелин.
— Он получил национальную российскую премию «Поэт 2017 года». Китайцы раньше нас заманили его к себе, но мы обязательно привезём его в Коктебель, — пообещал Андрей Коровин.
С самого начала в жюри входит поэт, переводчик, литературный критик, директор Государственного литературного музея Дмитрий Бак. Имена поэта и критика Юрия Кублановского и главного редактора журнала «Вопросы литературы» Игоря Шайтанова тоже в представлении не нуждаются.
Имя автора лучшей поэтической книги года объявила председатель жюри Ирина Евса, которая год назад сама получила в уютном дворике Дома Волошина эту награду.
— Светлана Кекова, книга «Нездешний гость». Я полюбила её стихи с первой же публикации Считаю её одним из лучших современных поэтов, — поделилась Ирина Евса.
Поскольку врачи запретили Светлане Кековой поездку из Саратова в Коктебель, она передала видеообращение к участникам церемонии.
— Благодарю за честь стать лауреатом Волошинской премии. Максимилиан Волошин — один из тех поэтов, которые являются духовной опорой в моей жизни, — прозвучал с экрана голос победительницы.
У литературной Волошинской премии есть «дочерние» номинации. Специальную студенческую премию Центра новейшей русской литературы Российского государственного гуманитарного университета присудили москвичу Герману Власову за поэтическую книгу «Девочка с обручем».
— Это — взгляд нового поколения. Как и в прошлые годы, мнения большого и студенческого жюри разошлись, но у ребят — свои аргументы, — отметил Андрей Коровин.
Выйдя к микрофону, Герман Власов прочёл стихи Светланы Кековой, демонстрируя уважение к корифеям.
С самого начала существования большой литературной Волошинской премии Союз российских писателей учредил в её рамках награду за сохранение литературной традиции.
— Покуда жюри состояло из прозаиков, результаты иногда были диковатыми. Последнее время туда ввели поэтов, и результаты не заставили долго ждать. Второй год подряд имена номинантов совпадают.
— Прошлым сентябрём обе премии — главную Волошинскую и «За сохранение литературных традиций» получила Ирина Евса, в этом — Светлана Кекова, — вновь вышла к микрофону секретарь союза Светлана Василенко.
Она вручила ещё два спецприза и два диплома в этой же номинации.
Творческую часть вечера наполнило чтение стихов Светланы Кековой Ириной Евсой и музыкальные композиции Фагота. Под оригинальные звуки, уносящие во времена древних эпох и мифических героев, Ирина Александровна дала нашей газете небольшое интервью, которое появится в ближайших номерах, как и беседа с директором Дома Волошина Наталией Мирошниченко, заботливо окормлявшей всё торжество.