Вячеслав Мусаев: «Права потребителей должны быть защищены»
Изображения
Описание
Чтобы было тепло, и — по закону
Как рассказал сам Вячеслав Махмудович, вникать в тонкости работы ЖКХ с тем, чтобы отстаивать интересы потребите-лей коммунальных услуг, он начал в 2016 году, будучи заместителем председателя совета многоквартирного дома. Уже на следующий год стал одним из инициаторов создания ассоциации «Наш дом». В эту ассоциацию вошли председатели советов домов, которые стали разрабатывать предложения о решении проблем, имеющихся в жилищно-коммунальном хозяйстве и ущемляющих права потребителей услуг, оказываемых управляющими компаниями либо ресурсно-снабжающими организациями.
— Нашу работу заметили, и меня попросили дать согласие на участие в выборах в городской совет, чтобы в качестве депутата выявлять насущные проблемы жителей города, разрабатывать предложения по их решению и трансформировать их в нормативно-правовые акты, ставя соответствующие задачи перед Администрацией города. Я был избран депутатом, и по представлению Главы муниципального образования городской округ Феодосия — Председателя Феодосийского городского совета Анжелы Сердюковой назначен председателем постоянной комиссии по вопросам жизнеобеспечения, строительства, ЖКХ, промышленности, транспорта, энергетике и связи. А еще два члена нашей ассоциации, бывшие председатели советов домов, сегодня активно включились в работу на уровне руководящего звена управляющей компании. Это директор ЖЭКа № 5 Николай Иванович Сизов и его заместитель Валерий Николаевич Медведев, — рассказывает собеседник.
Наша беседа с депутатом началась с одной из проблем, уходящей корнями в прошлое, — в те годы, когда в городе постоянно отключали свет, были перебои с отоплением и газоснабжением. Тогда жители в массовом порядке стали отказываться от услуг центрального отопления, потому что оно было никакое. Кто-то устанавливал в своих квартирах двухконтурные газовые котлы, кто-то спасался электрическими обогревателями, кто-то находил другие способы, чтобы согреться. Люди стали пользоваться автономным отоплением, однако получали счета за неполученную услугу централизованного отопления. Продолжалось это в течение нескольких лет еще в украинский период, и когда Крым вошел в состав России начисление за неоказанную услугу продолжилось.
— Таким образом, усиливалась двухсторонняя нелепость: бухгалтерия теплоснабжающей организации создавала искусственную задолженность, а люди получали платежки и испытывали соответствующее чувство дискомфорта, — рассказывает Вячеслав Мусаев. — Этот вопрос был поднят, когда глава Крыма Сергей Аксёнов совершил свой первый рабочий визит в Феодосию. В ходе визита он встретился с жителями домов квартала Чкалова-Первушина, и они рассказали ему об этой проблеме. Так же как и ранее по «ремонту» дымовентканалов, проблема была решена мгновенно, прямо по телефону. По указанию Главы Республики Крым было проведено заседание комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с отключением систем централизованного теплоснабжения и горячего водоснабжения.
Как рассказал корреспонденту «Победы» собеседник, согласно Поручению Главы Республики Крым от 30 марта 2015 года Постановлением Администрации Феодосии от 14 апреля 2015 года была создана комиссия по рассмотрению вопросов, связанных с отключением систем централизованного теплоснабжения и горячего водоснабжения с целью легализации систем автономного индивидуального отопления в квартирах граждан, которые в соответствие с проектной документацией или техническими условиями установили автономное отопление в индивидуальном порядке в период до 18 марта 2014 года.
С апреля по 30 декабря прошлого года было проведено 35 заседаний этой комиссии. В ходе заседаний было рассмотрено 388 обращений, из которых положительно решено 281 обращение, и люди, наконец, перестали получать счета на оплату услуги, которая существовала только на бумаге, но фактически не оказывалась. По 107 обращениям граждан был дан отказ. В 12 случаях, когда был дан отказ, собственниками квартир с участием управляющих компаний и организаций восстановлено централизованное обращение. Также по ряду обращений был дан отказ гражданам, ввиду того, что в их квартирах централизованное отопление было отключено, а автономное — не установлено.
— Также в числе граждан, которым был дан отказ, — те, которые до 18 марта 2014 года установили индивидуально отопление, но документы, подтверждающие эту установку, по разным причинам представить не смогли. Если на сегодняшний день такие документы были восстановлены, необходимо обратиться в комиссию и к обращению приложить копию проектной документации либо технических условий. В случае когда граждане произвели отключение централизованного отопления без наличия соответствующих документов, необходимо восстановить в своих квартирах централизованное отопление, — говорит Вячеслав Мусаев.
Тарифы должны быть «прозрачными»
Проблемы ЖКХ всем известны. Как отмечает собеседник, это проблемы многоуровневые. А жилищное законодательство настолько усложнено и запутано, что скоро зайдет в тупик, если не предпринять необходимых мер вплоть до законодательных инициатив — считает депутат.
— Например, управление многоквартирным домом осуществляется голосованием на общем собрании жильцов, которых за пять лет фактически ни разу не удалось собрать в большинстве, чтобы решить какой-то вопрос. Получается, что часть социалистического коллективного хозяйствования встроена в систему рыночной капиталистической экономики, и законы рынка диктуют свои правила. Возникает конфликт интересов: граждане хотят за содержание дома платить меньше, а управляющие компании хотят больше на этом заработать. При этом, в отличие от остальных видов покупок, граждане зачастую не понимают, за какое количество и качество товара они заплатили. Мы без лишних проблем возвращаем некачественный продукт, потому что и продавец в магазине, и покупатель понимают (чаще всего одинаково), какого он качества должен быть. В аналогичной ситуации при покупке тепла, воды, услуги по ремонту систем — собственник чаще всего понятия не имеет, за что и почему он столько платит управляющей компании, которую он нанял.
Например, управляющие компании, продолжая традиции советских ЖЭКов, содержат часть персонала, который работает периодически, а зарплату получает регулярно, а это всё — из кармана потребителя. Частично эта проблема может и должна разрешиться в ходе начатой Главой администрации Феодосии Сергеем Николаевичем Бовтуненко оптимизации работы муниципальных предприятий, — говорит Вячеслав Мусаев и затрагивает еще одну больную тему: — Ещё один вопрос, который мы пытаемся решить на городском и региональном уровне, — добиться экономической обоснованности и прозрачности тарифов на услуги управляющих и ресурсно-снабжающих компаний. Есть и проблема со стороны граждан, то есть проблема неплатежей, хотя законодательным актом определен минимальный перечень услуг по содержанию дома, обязательный как для ЖЭКа, так и собственников квартир. В сегодняшней концепции ЖКХ заложена концепция противостояния всех со всеми. Между жильцами и управляющими компаниями. Между самими жильцами, одни из которых оплачивают услуги, а другие нет. Необходимо добиться, чтобы обе стороны понимали друг друга. С этой целью депутатами было дано поручение Администрации города до марта разработать соответствующую методику, чтобы прекратить споры о содержании дома и определить городские единые расценки на каждый вид работ по каждому дому. Чтобы по каждому дому был понятен тариф, позволяющий содержать дом в надлежащем состоянии. Должно соблюдаться правило: нет товара (услуги) — нет оплаты, и наоборот.
Проблемы сложные, но их надо решать!
Эффективное и справедливое функционирование ЖКХ — вопрос сложнейший. Есть вопросы, которые разрешимы лишь на федеральном уровне. Все поставщики коммунальных ресурсов — это организации, главная задача у них — прибыль. Логичнее, если б они были безубыточными. Оказание коммунальных услуг, то же теплоснабжение, от которого зависит, в том числе, и здоровье людей, — должно быть социальной целью, а не коммерческой. При этом государственная политика всех уровней управления должна быть направлена на сдерживание цен на коммунальные услуги.Как считает наш собеседник, несмотря на то, что в России реформа ЖКХ проходит на протяжении 12 лет, начиная с 2005 года, проблемы в этой сфере совершенно не изменились. Министерству строительства и ЖКХ Российской Федерации дано поручение разработать новую стратегию реформы. Это — уровень федеральный. А что можно сделать на местном и республиканском уровне?
— Мы, депутаты, поставили цель сделать так, чтоб каждый понимал, за что он платит. По аналогии магазина. Ведь поставщики тепла, воды или газа — это те же продавцы товара. При этом у них отсутствуют «весы», на которых этот товар взвешивается. Причем закон требует, чтобы потребители услуг покупали счетчики учёта за свой счёт. Если меня заставляют купить счетчик, значит, я его собственник, им владею и пользуюсь. Но распоряжаться я им не могу, мне ставят пломбу и понуждают, опять же за мой счет, проводить его периодическую поверку. Где права собственности? И монополисты пользуются несовершенством законодательства, — продолжает Вячеслав Мусаев. — Наша задача, и об этом шла речь на встрече с главой Крыма, попытаться хотя бы в Феодосии создать своего рода полигон для испытания управленческих решений по оптимизации в сфере ЖКХ. Например, взять все наши ГУПы, которые торгуют электроэнергией, водой, газом и теплом. Правила продажи отдельных видов товаров обязывают продавца иметь и содержать в исправном состоянии средства измерения, своевременно и в установленном порядке проводить их метрологическую поверку. Например, весы, счётчик на автозаправке. Вопрос: почему продавцы самых массовых товаров, причём обязательных к оплате, не имеют своих приборов учёта в месте продажи товара, то есть на входе в жилой дом? Граждане имеют право знать, какое реальное количество товара они купили? Сегодня такая система отсутствует. Расчет, например, по теплу, тариф за которое наибольшим бременем ложится на наш карман, проводится по некоей малопонятной формуле. Сегодня полный учет себестоимости товара производится в котельной. Но фактически, если в котельной, например, выработано 10 гигакалорий, то до жилого дома доходит семь, а то и шесть. Но мы платим за десять!
Давайте считать свои деньги!
— Необходимо разобраться с платежами за отопление, — уверен депутат. — Плата за отопление — самая непонятная для граждан часть платёжек за коммуналку. В квитанциях, которые мы получаем, есть строка «Отопление». В ней — ничего не говорящая единица измерения — «гигакалории». Государство разделило отопление квартир и помещений общего пользования, которыми являются подъезды. Люди, которые не пользуются централизованным отоплением, а в подъездах их домов не имеется ни одного элемента системы централизованного теплоснабжения, получили счета за их отопление. Естественно, граждане выражают недовольство, в том числе и недовольство властью. А это значит, что вопросы переходят уже в политическую плоскость.
Отдельная тема — тарифная политика. Нужно разбираться с тарифами с определением границ ответственности поставщика тепла и потребителя. Сегодня все потери поставщиков включены в тариф. По большому счету, мало кто досконально знает, из каких составляющих этот тариф складывается. Почему, например, в нашем регионе норматив 0,117 гигакалории на квадратный метр, тариф 2 300 руб./Гкал, а в Новосибирске, где климатические условия совсем другие, — норматив 0,025, тариф около 1400? Почему в Сибири тариф меньше, чем у нас? Да, у них тепло вырабатывают крупные теплоэлектростанции, у которых тепловая энергия является побочным продуктом, и трубы расположены ниже уровня промерзания грунта, а у нас — сплошные потери, которые оплачивают не только жители, но и бюджетные организации. Так давайте уменьшать эти потери! Мною был сделан запрос в теплоснабжающую организацию, состоящий из двадцати вопросов, и получены весьма неоднозначные ответы. Никто, кроме ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго», до конца не знает состав тарифа за услуги цен-трального теплоснабжения. Знают только конечную цифру. Сергей Аксёнов на одном из совещаний сказал, что комитет по ценам и тарифам утверждает все, что предложил монополист. Это неправильно! Давайте заниматься экономикой! — говорит Вячеслав Мухмудович.
Продавец должен иметь «весы»
— Как сказано в Конституции, источником власти является народ, то есть — мы. Поэтому мы и должны инициировать изменения, — уверен собеседник, рассказывая о том, что в конце ушедшего года Сергею Аксёнову был передан перечень вопросов, которые невозможно решить на уровне города. Один из таких вопросов — необходимость принудить монопольные сетевые организации устанавливать собственные приборы учёта продаваемого товара на входе в дом, то есть обязать продавца товара обзавестись «весами». — Если нам хотя бы частично удастся поставить некоторое количество счётчиков, которые будут на балансе теплоснабжающей организации, то мы сразу увидим разницу между произведенным ресурсом и поступившим в дом. В этом случае и компания будет экономить, борясь с потерями, и жильцы, чтобы уменьшить оплату, будут заинтересованы в утеплении дома. Отсутствие учёта потерь тепла не мотивирует энергопоставляющие компании на экономию ресурсов. Отсюда — и голые теплотрассы, отапливающие воздух, и многое другое. Поставщик должен свои потери ощущать на своем кармане, а не перекладывать их на карман потребителя, — справедливо считает депутат. — К сожалению, не на всех домах можно установить счётчики. Закон требует их установки в домах, построенных после 2009 года, или в домах после капитального ремонта. Будем просить, чтобы предприятие поставило счётчики хотя бы на тех домах, где есть такая возможность.
Должен произойти переход от оплаты по «нормативу потребления» — к оплате по факту потреблённой тепловой энергии по показаниям средств измерения и учёта. Установка общедомовых и индивидуальных счётчиков мотивирует сетевые организации к сбережению и проведению работ по улучшению энергоэффективности. Экономия объёмов потребления тепловой энергии может при этом составить до 30 процентов в год, — резюмирует он.